Основания типологии философских учений

На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы, и разнообразие этих решений восхищает и пугает одновременно. Многочисленность философских интерпретаций определяется неисчерпаемостью действительности (исторической, культурной или физической), а также различиями психического склада людей.

Однако, несмотря на плюрализм идей и мнений, в философии четко просматривается преемственность, которая позволяет идентифицировать ту или иную концепцию именно как философскую. Преемственность выражается прежде всего в повторяемости проблематики. Философская мысль устойчива, она возвращается к сходным темам, предлагая новую интерпретацию старых проблем. Так, например, обнаруживается преемственность идей от Платона через Р. Декарта и И. Канта к Карлу Густаву Юнгу. Анализируя концепции этих философов, можно проследить изменение представлений о врожденных структурах человеческого сознания. Для того чтобы объяснить их существование, Платон вводит понятие "эйдос" – идея, которую человеческая душа созерцает в поднебесной области. Смысл человеческого познания, согласно Платону, заключается в воспоминании: истинное знание об идеях является врожденным, человеку остается только припомнить то, что он знал всегда. Врожденные идеи Р. Декарта – это, конечно, не эйдосы Платона, однако они тоже представляют собой врожденные знания, существующие в душе каждого человека. И. Кант предлагает свою версию врожденных структур человеческого сознания – концепцию априорных форм чувственности, рассудка и разума. Эти формы являются способностями трансцендентального субъекта и позволяют упорядочить хаос, предоставляемый опытом. Таким образом, трактовка И. Канта полемизирует с концепцией врожденных идей Р. Декарта, однако преемственность проблемы очевидна и в этом случае. К. Г. Юнг в свою очередь считает, что существуют архетипы коллективного бессознательного как некоторые доопытные, формальные структуры человеческой психики; они определяют любой личный опыт, способы переживания и действия. Архетипы К. Г. Юнга – это не содержательные врожденные идеи и не априорные структуры трансцендентального субъекта, но и в этом случае обнаруживается развитие старой философской темы.

Багаж прежних философских систем переходит в новые системы или просто растворяется в культуре, становясь невидимым, но совершенно необходимым "воздухом". Именно так произошло с идеями Ф. Ницше, чье учение XX в. буквально разобрал на цитаты. То же самое можно сказать о психоанализе Зигмунда Фрейда. Сформировавшись поначалу в качестве методики лечения невротических заболеваний, психоанализ постепенно стал общепсихологической теорией, а затем и философской доктриной. Во второй половине XX в. психоанализ превратился в массовую идеологию. Образно выражаясь, человек конца XX в. был "психоаналитическим человеком".

Преемственность в философии осуществляется также в силу диалогического характера этого типа знания. Каждый мыслитель явно или неявно отталкивается от идей своих предшественников, вступая с ними во вневременной диалог, позволяющий переформулировать проблемы, дать новые интерпретации уже известных тем. Так, например, М. Хайдеггер при создании своей версии экзистенциальной философии отталкивался от текстов греческих философов, в частности Платона. М. Хайдеггер пытался пробиться к истинному, по его мнению, смыслу античных текстов, который был утрачен в силу неадекватных интерпретаций, скрыт за толщей слов. Однако в результате он не реконструировал греческую философию, а предложил свой собственный оригинальный вариант философии бытия.

Философская традиция поддерживается также благодаря сходным способам решения проблем, которые избирают философы. Это всегда средства разума.

Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, упорядочить многообразие идей. При этом следует иметь в виду, что реально существует именно это многообразие и порой сложно идеи того или иного философа уложить в прокрустово ложе какого-то одного философского "-изма". Тем не менее типология философских учений – совершенно необходимое средство ориентации в философской вселенной.

Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, классификацию можно составить на историческом основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в семь больших групп:

• античная философия (VI в. до н.э. – V в. н.э.);

• философия Средних веков (II–XIV вв.);

• философия эпохи Возрождения (XV в.);

• философия Нового времени (XVI-XVII вв.);

• философия эпохи Просвещения (XVIII в.);

• немецкая классическая философия (XVI11–XIX вв.);

• современная философия (XX-XXI вв.).

Если предлагается регионально-цивилизационный критерий, то все философские доктрины упорядочиваются в две группы: западная философия и восточная философия.

Классификация по национальному признаку выявит немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую, индийскую и т.п. философии.

Если критерием станет последовательность в развитии идеи конкретного философа, то в истории философии мы обнаружим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство и т.п.