Основания науки

Многие исследователи к числу структурных элементов научного знания относят основания науки, напрямую связанные с порождением и упорядочением совокупной системы знания и выполняющие генетическую функцию, функции систематизации и интеграции научного знания.

Структура оснований науки обстоятельно исследуется в трудах В. С. Стёпина, который выделяет в такой структуре три структурных блока: а) идеалы, нормы и критерии научного исследования; б) научную картину мира и в) философские основания науки. Эти блоки тесно взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Идеалы и нормы научного знания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. В разные периоды развития науки (например, при переходе от классической к неклассической науке) идеалы и нормы научного знания кардинально меняются, обладают двойственной детерминацией. Они зависят, во-первых, от специфики изучаемых объектов, а во-вторых, их ОГЛАВЛЕНИЕ всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

Идеалы и нормы науки, задающие цели и направления исследовательской деятельности, имеют конкретно-исторический характер. Например:

– в рамках теологической парадигмы Средневековья был невозможен свободный поиск научной истины;

– в рамках строгого детерминизма классической научной картины мира не допускается случайность;

– в современной науке не принято отстаивать однозначную причинно-следственную зависимость.

Идеалы и нормы научного исследования активно воздействуют и на процесс коммуникации (информационного взаимодействия) ученых, на оформление научно-исследовательских работ и тактику построения научного исследования. Позитивисты, например, считают идеалом науки чистое описание фактов чувственного восприятия.

Идеалы и нормы научного знания, как отмечает В. С. Стёпин, фактически задают "схему метода исследования".

Важным компонентом оснований науки является научная картина мира, которая выступает как целостная система знаний об общих свойствах и закономерностях бытия. Она сформирована совокупностью наук в результате обобщения и синтеза фундаментальных понятий, законов и принципов. Различают научную картину мира, которая включает знания о мире всех наук, и общую картину мира, которая состоит из научно-теоретического и обыденно-практического элементов. Сложились также три формы (области) общей картины мира: картина мира природы, картина мира техники и социальная картина мира (картина мира общества).

Каждая картина мира конкретной науки строится на основе определенных фундаментальных знаний. По мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественно-научная (и прежде всего физическая) картина мира в XVII в. строилась сначала на базе классической механики и физики, затем электродинамики, с начала XX в. – с использованием квантовой механики и теории относительности, а сегодня – с привлечением выводов синергетики. Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением познающего субъекта, являясь одним из важных источников его формирования.

Научная картина мира выполняет конкретные функции в процессе научного познания: онтологическую, гносеологическую, мировоззренческую, аксиологическую, эвристическую, критическую, интегративную и др. Картина мира выступает в качестве исследовательской программы, когда на ее основе формулируются исходные онтологические понятия и принципы, на которые опираются новые абстракции конкретных научных теорий.

Фактически, как отмечает В. С. Стёпин, научная картина мира дает "схему объекта исследования".

Занимая промежуточное положение между научной теорией и мировоззренческими структурами культуры, научная картина мира, с одной стороны, испытывает непрерывное воздействие духовной культуры общества, а с другой – сама оказывает значительное влияние на основания культуры и ее мировоззренческие характеристики. Наибольшее влияние научной картины мира на культуру выражается в изменении ее мировоззренческих структур и универсальных категорий.

Самые общие мировоззренческие идеи находят свое выражение в философских основаниях науки. Эти идеи имеют более универсальный характер, чем принципы научной картины мира. Философские основания науки – это совокупность философских понятий, идей, принципов и утверждений, которые используются учеными при создании или обосновании какой-либо научной теории. Философские основания науки разнородны и историчны по своему характеру: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций одна совокупность таких оснований сменяется другой совокупностью, но определенная преемственность при такой смене сохраняется.

Философские основания науки выполняют функцию аргументации добытых знаний. Рассматриваемая функция призвана обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований. Результат реализации эвристической и прогностической функций философских оснований науки – построение новых теорий, а также использование философских идей для решения конкретных проблем и задач научного познания.

Философские основания науки выполняют также методологическую функцию. Являясь средством приращения новых знаний, они способствуют формированию эффективных методов научного исследования.

Постановка многих философских проблем происходит под воздействием трудностей, возникающих в научном познании. Ученые чаще всего начинают философствовать тогда, когда в науке возникают эпистемологические и методологические проблемы, связанные с кризисом прежних конкретно-научных и мировоззренческих философских идей и принципов, с переходом к изучению новых явлений и процессов реального мира. В историческом развитии естествознания особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований науки, сыграли выдающиеся естествоиспытатели, соединившие в своей деятельности конкретнонаучные и философские исследования (Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн, Н. Бор и др.).

В философских основаниях можно выделить две взаимосвязанные подсистемы:

1) онтологическую ("бытийственную"), представленную сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов (категории "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.п.);

2) эпистемологическую (познавательную), выраженную категориальными схемами, которые характеризуют познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.).

К числу необходимых составляющих философских оснований научного знания относится и методология науки. Методология опирается на нормативно-рациональные основания и включает, во-первых, систему принципов, методов и способов организации теоретической и практической деятельности, и, во-вторых, учение об этой системе.

Основания науки характеризуют процесс непрерывного развития научного знания, что подтверждается большим числом сформировавшихся в XX–XXI вв. моделей развития науки. К ним, в частности, относят теорию размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, парадигму Т. Куна, конвенционализм А. Пуанкаре, психофизику Э. Маха, личностное знание

М. Полани, эволюционную эпистемологию С. Тулмина, научно-исследовательскую программу И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона и др.

Рассмотренные структурные элементы научного знания в полной мере присутствуют и в научном знании о социальной сфере и социальной работе.

Теория социальной работы как составляющая социального познания находится на этапе перехода от эмпирического к теоретическому знанию. Она является не просто суммой позитивных знаний о специфической деятельности субъектов социальной работы, о структурных и содержательных особенностях такой деятельности. Теория социальной работы – это результат деятельности исследователей, требующей определенной теоретической оценки явлений социальной жизни, проблем укрепления социальной безопасности и социальной стабильности общества. Эта деятельность направлена на конструирование и практическую реализацию наиболее эффективных моделей социальной политики и социальной работы.

Научно-исследовательская деятельность в сфере социальной работы предполагает использование всей совокупности конкретных знаний, законов, принципов, методов, идей, норм и идеалов науки различного порядка для осмысления явлений социальной действительности, ориентацию и опору на них со стороны исследователя при проведении социально-гуманитарного исследования в целях получения объективно истинного знания.