Осевое время

С освоением железа - металла плуга и боевого меча - на обширном географическом пространстве от афроевропейского Средиземноморья до "срединного царства" в бассейнах крупнейших азиатских рек Янцзы и Хуанхэ - наступила новая эпоха.

Возникло множество конфликтующих друг с другом "точек роста" государственности (от финикийских и греческих полисов до мелких китайских княжеств). Из их числа выделилось несколько центров, давших начало крупным державам-империям. Наиболее устойчивые - Римская и Китайская - сложились на разных концах Евразии к началу II в. до н.э. Менее прочными, но более обширными были мировые Персидская и Македонская державы, укоренившие практику использования золотых монет как средства обращения и мировых денег.

Империи насильственно объединяли, на более или менее длительный период, под единой властью территории с разными типами естественных богатств, а также контролировали дальнюю торговлю, что позволяло за счет властного присвоения и перераспределения (дань, пошлины) редких ресурсов и избыточных продуктов увеличить масштабы и разнообразие производства и обмена.

Мировые державы, так сказать, в грубой материальной (военно-политической) форме устанавливали рамки единой человеческой истории, осуществляя выход за пределы локальных цивилизаций. Но в соприкосновении с этим процессом происходило становление универсальности в культурной традиции: возникли духовные движения, сформировавшие основы мировых религий и всех разновидностей философского постижения действительности.

Духовный прорыв

В эту "Осевую эпоху" (в современном летоисчислении - примерно между 800 и 200 гг. до н.э.) на мировоззренческом уровне были артикулированы "вечные вопросы" о смысле человеческого существования. В разгар кровавой борьбы за могущество и богатство, военных распрей и стремительной текучести вещей в торговых сделках человек как индивидуум открыл ограниченность и хрупкость своего бытия. Но он открыл и истоки, позволившие ему возвыситься над миром и над самим собой. Отсюда - обостренное самосознание и этический пафос, борьба за единого Бога против демонов и борьба против неистинных образов Бога.

К. Ясперс отмечал, что великие культуры "осевого времени" возникли в отдалении друг от друга. Таким образом, "посредством мировой истории Бог как бы предостерегает от притязаний на исключительность". Но при этом установились рамки исторической значимости народов Запада и Востока. Дальнейшее развитие цивилизации определили те, кто совершил прорыв в Осевое время (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и эллины), и тс, кто оказался впоследствии в орбите его духовного влияния (от германцев и славян до японцев и малайцев).

Духовный прорыв Осевого времени воплотился в греческой философии, поэзии и драматургии; пророчествах Ветхого Завета; проповеди Заратустры в Иране, учениях аскетов Индии и странствующих мыслителей Китая. Были заданы рамки осмыслению действительности, в том числе и экономической. Структурирование мировой истории Осевым временем завершилось созданием могущественных империй Востока и Запада. Их духовную жизнь определяло культивирование наследства Осевого времени: конфуцианства и соперничавших с ним школ - в Китае, веданты и буддизма - в Индии, эллинистической образованности - в Европе и на Ближнем Востоке.

Экономические аспекты китайской государственной мудрости: конфуцианство и легизм

Китай: преемственность традиций

Ранние стадии развития двух крупнейших стран современного мира - Китая и Индии - часто объединяют с древними царствами Египта и Междуречья как великие цивилизации речных долин. Однако египетская и вавилонская цивилизации остались в далеком прошлом, над пластами которого происходило коренное перерождение государственности и культур под воздействием персидской и эллинистической державности, а затем мировых религий - христианства и ислама. В то же самое время народы Китая и Индии участием в прорыве Осевого времени протянули "мост" к современности, на которую продолжают оказывать влияние созданные тогда великие учения.

Китайская Народная Республика (КНР) привлекла всеобщее внимание во второй половине XX в. и начале XXI в. сначала грандиозными, отмеченными десятками миллионов человеческих жертв, экспериментами по созданию "коммунистического общества", а затем впечатляющим экономическим ростом и экспансией на мировые рынки с дешевыми товарами, помеченными клеймом "made in China". Эти два столь разных образа современного Китая символизируют два государственных деятеля - "великий кормчий китайской революции" Мао Цзэдун (1893-1976) и "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин (1906 1997). И через политику обоих па судьбы Китая, направляемого коммунистической партией, оказало властное воздействие наследие двух крупнейших школ китайской мысли Осевого времени - конфуцианства (от европеизированного варианта имени мудреца Кун-фу-цзы) и легизма (европейская калька китайского фа щя - "школа писаного закона").

Истоки обеих школ восходят к периоду раздоров, охвативших древнее земледельческое государство Чжоу. Его жители противопоставляли себя соседям-"варварам", а правители считались сыновьями всевидящего Неба.