Ощущение

Следуя традициям, и мы начнем разговор с понятия "ощущение", под которым принято понимать отражение субъектом отдельных свойств (признаков) предметов на основе субъективных чувствований от воздействий на органы чувств отдельных стимулов (светового потока, звуковых колебаний, вибрации, химических веществ, механического давления, инфракрасного излучения, ультразвука и пр.). О наличии способности живого существа выделять признаки предметов в поле своего действия и ориентироваться на них можно судить и по результатам поведения (выбору поведения или его способа), не спрашивая субъекта поведения о наличии у него ощущения как отражения различительного признака предмета или ситуации в целом.

Уже говорилось, что субъективное переживание (чувствование) воздействий потоков энергии, возникающее как трансформация следов их взаимодействия с рецепторами, можно понимать как язык, на котором описывается внешний мир. Энергетические потоки либо идут от какого-то объекта и характеризуют его (звуки, запахи, тепло), либо служат посредниками между объектами и субъектом, отражаясь от объектов и попадая на органы чувств субъекта (свет видимого спектра, ультразвук, ультрафиолетовое излучение и пр.), выделяя при этом отдельные качества (признаки) этих объектов. Поэтому ощущение включает в себя и модальность чувствования как язык описания среды, и отражение отдельных свойств (признаков) объектов (цвета, температуры, гладкости – шероховатости и прочих качеств предметов), как результат особой активности субъекта но восприятию (конструированию) предметов с такими свойствами.

Ранее мы разбирали пример, когда гладкая поверхность объекта представляется субъекту и как блестящая (в зрении), и как скользкая (в тактильном ощущении), и как холодная (в температурной чувствительности), что и характеризует чувствования как особые языки, которые дают субъекту возможность создавать ощущения указанных признаков гладкости поверхности объекта. Конечно, субъективный признак предмета (например, его цвет или шероховатость) нс есть свойство самого объекта. Но за этим признаком кроется объективное качество объекта – способность отражать в основном спектр определенного светового потока, иметь неровную (не полированную) поверхность и т.д. И хотя ощущения обеспечивают не познание в чистом виде, а только регуляцию поведения на основе выделяемых признаков, важных для жизни живого существа объектов, за субъективными признаками объектов (ощущениями) стоят их объективные свойства, представленные на субъективном языке признаков. Это свойство ощущений включать в себя одновременно и чувствования как язык описания мира, и отражение отдельных свойств (признаков) объектов позволило И. Мюллеру[1] говорить о специфических энергиях органов чувств, которые обеспечивают одно и то же субъективное переживание при воздействии различных раздражителей на один и тот же орган чувств. Например, при воздействии на глаз светового потока, механического удара или слабого электрического тока человек видит световую вспышку. А поскольку один и тот же раздражитель (электрический ток или механическое воздействие) при действии его на разные органы чувств (глаз, ухо, тактильные рецепторы) дает различные ощущения, то родилось утверждение, что ощущение отражает не внешний мир, а только состояние органов чувств. Но внимательный анализ показывает, что при воздействии на глаз или ухо эволюционно биологически адекватных им раздражителей (светового или звукового потока) человек ощущает воздействие извне, из того места, откуда исходят или отражаются волны (световые или звуковые); а при механическом или электрическом воздействии на глаз или ухо он ощущает, что происходит что-то с глазом (искры из глаз) или ухом (звенит в ушах).

Несовпадение чувствований и ощущений хорошо видно на примере восприятия цвета предметов. Электромагнитное излучение определенной частоты (длины волны) трансформируется в определенное чувствование, но цвет предмета, хотя и создается на основе чувствования, определяется общим освещением всех объектов в поле восприятия. А это означает, что при одном и том же световом воздействии ощущения цвета предмета строятся в зависимости от общей цветовой картины поля восприятия и могут отличаться.

Но ощущения у живых существ связаны не только с внешним миром. Животное, как субъект поведения, есть живой многоклеточный организм и, чтобы этот сложный организм реагировал как единое целое, должен быть и единый управляющий центр, получающий сведения о состоянии организма в целом и его отдельных органов. Поэтому наряду с отражением внешнего мира должно быть и отражение состояний самого субъекта и его задач, которые он должен решать.

17.1.1. Классификация ощущений

В классификации ощущений выделяются:

1) экстерочувствителъностъ (отражение внешнего мира);

2) интерочувствительность (ощущения от внутренних органов);

3) проприочувствителъностъ (ощущение от мышц и сухожилий органов движения).

Эта классификация ощущений выстроена по критерию типа среды, с которой взаимодействуют рецепторы. Как и в любой классификации, выделение типов (классов) ощущений можно осуществлять по разным критериям. Наиболее известная и древняя классификация основана на опыте человека и природе источника воздействия (потоков энергии) на органы чувств: световая или зрительная чувствительность, слуховая или звуковая чувствительность, тактильная чувствительность (осязание), вкусовая и обонятельная чувствительность (знаменитые пять чувств человека или пять модальностей ощущений). Для каждой из этих модальностей ощущений есть свои потоки энергии и свои органы чувств:

• свет видимого спектра и глаз с фоторецепторами;

• звуковые колебания воздуха и ухо, преобразующее волны давления воздуха в нервные импульсы;

• давление на кожу организма и тактильные рецепторы;

• химические вещества в воздухе и пищевом продукте и рецепторы вкуса на языке и запаха в носу.

На самом деле подобных рецепторов у разных видов животных множество: есть рецепторы, реагирующие на инфракрасное излучение (тепло) или поглощение тепла, на ультразвук, на ультрафиолетовое излучение, на магнитное поле и т.д. Эти виды модальности ощущений определяются экологией животных, их способом жизни и поведения, управляемого на основе этих ощущений.

Есть классификация ощущений по типам рецепторов:

• механорецепторы, откликающиеся на механические воздействия (слух, ультразвуковая чувствительность, тактильная и болевая чувствительность, вибрационные ощущения, вестибулярные ощущения, проприоцептивная чувствительность, некоторые органические ощущения);

• хеморецепторы, откликающиеся на химическое взаимодействие (вкус) или на форму и размер молекул (запах);

• рецепторы, реагирующие на электромагнитные излучения различной частоты: световые волны видимого спектра (фоточувствительность), ультрафиолет, инфракрасное излучение, электромагнитное поле.

Принято также выделять дистантную и контактную чувствительность (классификация не очень удачная, ибо физическое воздействие на рецептор есть всегда), имея в виду, что некоторые ощущения дают сведения об удаленных от субъекта объектах, продуцирующих собственные излучения или отражающих внешнее облучение, как посредников (зрение, слух, запах), а другие только при непосредственном контакте с субъектом (тактильные, болевые, вкусовые ощущения).

В каждом ощущении можно выделить два аспекта чувствительности: эволюционно древние переживания, аффективно окрашенные и плохо локализованные, названные английским неврологом и нейропсихологом Г. Хэдом (1861 – 1940) протопатической чувствительностью, и переживания, точно локализованные в пространстве среды или собственного тела, дающие информацию о характере воздействия, которые получили название эпикритической чувствительности. Эти два вида чувствительности можно понять как две стороны ощущений – наличие чувствований и образа внешнего воздействия. В различных по модальности ощущениях соотношение протопатической и эпикритической чувствительности различно: в более эволюционно древних видах (обоняние, вкус) доля протопатической чувствительности велика, а в более молодых видах ощущений (зрение, слух) она представлена в небольшой мере. И понятно почему: боль, запах, вкус сигнализируют о вредных или полезных событиях, а зрительные или слуховые сигналы в большей мере являются ориентирами каких-то объектов. Поэтому одна составляющая ощущений дает эмоциональное переживание воздействий, связанное с побуждением субъекта к ответной активности, а вторая сторона ощущений обеспечивает ориентировку поведения в предметных условиях поля действия.