Лекция 4. Органы и учреждения юстиции Золотой Орды и сопредельных стран

После изучения данной главы студенты должны:

знать

• основной источник права в Золотой Орде и в других монгольских странах;

• на чем основывался суд и процесс в средневековых государствах и в обществах Дона и Северного Кавказа, у алан, казаков, народов Дагестана, у народов центральной части Кавказа;

• процессуальное право монголо-татар;

уметь

• характеризовать исламский суд в Золотой Орде;

• характеризовать ордынскую юрисдикцию в русских землях.

Общая характеристика Золотоордынского наследия в истории отечественной юстиции может быть предложена читателю в следующем виде. В монгольском обществе XIII столетия, а затем и в государствах монголо-татарского социума формировались раннефеодальные отношения. Население монголотатарского сообщества состояло из тюркских, монгольских и уйгурских племен и народов, живших как на своей земле, так и на завоеванных территориях. Одним из народов монгольского сообщества стали татары. Монголо-татарское сообщество (Орда) подразделялось на межплеменные объединения (улусы) и родовые кланы (курени, аилы, юрты, кибитки). Вожди монгольских племен (ханы), родовые старейшины (беки, нойоны и богатуры) старались объединить вокруг себя многочисленные монгольские племена. В 1206 г. съезд (курултай) родовой знати провозгласил Темучина всемонгольским предводителем, дав ему имя Чингисхан, что значит "Великий хан".

После смерти Чингисхана западные земли перешли по наследству его сыну Джучи. Частью этого улуса было образованное в 1243 г. государство, названное позже Золотая Орда. К нему присоединились и завоеванные земли Поволжья, Дона и Северного Кавказа. Русь не входила в состав этого государства, но, завоеванная им в 1237–1240 гг., была вынуждена платить дань, существенно ограничить свой государственный суверенитет. На Руси в 1240-х гг. установилось золотоордынское (в иной интерпретации монголо-татарское) иго, окончательно свергнутое только в 1480 г.

Осколки бывшего государства Золотая Орда (Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, а также Ногайская Орда) позже вошли в состав России, продолжая формировать евразийскую цивилизацию, проявления которой прослеживаются и в правовом наследии. Крымское ханство вошло в состав России в XVIII столетии. До этого Крымское ханство было вассально зависимо от Османской империи, но подтверждений прочной власти и юрисдикции Турции здесь не замечено.

Кроме крымских городов, где селились также греки, итальянцы и армяне, султанская администрация и юрисдикция отмечались лишь в Азове и Анапе, иногда в городках на Тамани и Черноморском побережье. Но, в отличие от прежней Византийской империи, хозяйственное освоение обширных территорий Османская империя не вела, только взимала дань и совершала грабительские набеги за рабами и военной добычей. Поэтому тенденции развития юстиции Османской империи (кроме Крыма) в Причерноморье-Приазовье не прослеживается.

В большей степени нужно отметить такое государство, как Золотая Орда, которое представляло собой раннефеодальную монархию с отношениями сюзеренитета – вассалитета, пережитками родоплеменных отношений, положенными в основу государственности. Основным источником права в Золотой Орде и в других монгольских странах была Великая Яса. По-монгольски "яса" (ясак) означает закон. В дословном переводе получается "великий, или основной закон". Источник представляет собой кодификацию норм обычного права, основной памятник законодательства Монгольского государства. Оригинального текста Ясы (равно как и других монгольских законов) не сохранилось. Поэтому Великая Яса реконструируется из различных списков XIII–XV вв.

Суд у монголов и в Золотой Орде основывался на обычаях и Великой Ясе. С утверждением в XIV столетии ислама в Золотой Орде появляется шариатский суд. Суд и процесс в средневековых государствах и в обществах Дона и Северного Кавказа, у алан, казаков, народов Дагестана, у народов центральной части Кавказа основывался на обычаях. При общем сходстве в устройстве суда и в процессуальном праве имелись значительные отличия.

Золотоордынское процессуальное право монголо-татар до принятия ислама весьма туманно и запутано. Можно выделить лишь несколько положений закона, как-либо характеризующих судебно-следственный процесс. Так, по ст. 23 Билика можно говорить о родовом суде для гражданских и семейных правонарушений. Родовой суд при этом имел право "на увещевание, ссылку и тюрьму". Скорее всего судебными полномочиями обладали представители правящей династии или назначенные ими судьи. По крайней мере текст источника содержит такое изречение: "Если начальник тьмы совершит промах, хан шлет конного, чтобы наказать его (виновного), как будет приказано" (Яса. V).

Судебной властью в покоренных странах обладали тарханы, при администрации которых заседал суд. Тарханам не было предоставлено право вынесения смертного приговора без предварительного суда. По отношению к правителям покоренных народов мог действовать третейский суд великого хана (известно, что русские князья, например, неоднократно обращались к такому суду во время усобиц).

При расследовании преступлений монголы полагались на свидетельские показания, которым уделяли большое значение. Другое дело, что такие свидетельства были субъективны, поскольку закон рекомендовал: "Всякое слово, с которым согласились трое сведущих (мудрых), можно сказать всюду, в противном же случае нельзя полагаться на него. Сравнивай свое слово и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласии, то можно сказать, в противном случае никак не должно говорить" (Билик, ст. 7).

По различным нарративным источникам известно, что монгольские судьи (тарханы, яргучины) обладали иммунитетом и назначались ханской администрацией. Когда сформировался государственный строй Золотой Орды, появился и специальный судебный орган – Яргу.

Специального учреждения, ответственного за организацию работы правосудия и его финансирования, не было. Обладатель ярлыка или пайзцы оставлял себе часть дани, т.е. кормился с местного населения. Подарки, магарыч, мзда были и у многих тюркских, кавказских, индоевропейских народов. На Дону и на Северном Кавказе сложилась своеобразная традиция, практика подношения подарков начальникам, судьям как истцами, так и ответчиками, такие подарки назывались магарычом. Бывали случаи, когда судьи отказывались выносить судебные решения, пока не получат причитающийся им магарыч. В общем, речь идет о раннефеодальном периоде кочевого государства, где не могло быть развитых органов и учреждений юстиции, а только их зачатки.

В истории суда и юстиции Золотой Орды нужно учитывать, что Великая Яса не являлась единственным источником права монгольского общества. Существовали юридические сборники, например в книге "Сокровенное сказание" – летописи монгольского народа. Приказы, распоряжения и административные решения сохранились в ярлыках ("пайзцах" – табличках) ханов. Родовые и племенные правонарушения рассматривались в обычном праве. В XIV в. в монгольском обществе стали распространяться ислам и мусульманское право (шариат).

Исламский суд в Золотой Орде только зарождался. Первоначально исламский суд ограничивался семейными и религиозными делами мусульман. Позднее была сформирована судебная система во главе с верховным судьей – кади, которому подчинялись судьи – кадии. Мусульманские судебные органы сосуществовали с монгольским судебным диваном – яргу и судьями – яргучинами, руководствовавшимися в своих действиях обычным правом и Великой Ясой. Со временем мусульманское право вытеснило монгольское и основным источником права стал Коран.

В главах (сурах) Корана и в сборниках раннесредневековых теологов (Хадисах-Суннах) нормы, не изменявшиеся в течение времени, кодифицированы в особом порядке – не по отраслям права, а по логике жизненного пути мусульманина – от рождения до смерти. Шариат означает "надлежащий путь жизни", включающий в себя нормы права, морали, религии и т.д., и основывается на тщательно разработанных в IX–XII вв. своде правил – "фитх" и характерных суждениях по аналогии с Кораном и прецедентами – "кийас". Фитх и кийас мусульманские судьи называют принципами шариата. Лейтмотив исламского правосудия здесь сконцентрирован в правомерности ответа за зло соразмерным ему наказанием при допустимости прощения и примирения как богоугодного деяния.

Суд по нормам шариата должен быть объективным, взвешенным и анализировать все стороны преступления, в том числе субъективные. Особое значение придается судьям, их квалификации, беспристрастию и личным качествам. В рассмотрении конкретных дел и принятии решений суд основывается на сформулированных в шариате правах и обязанностях правоверного (т.е. исповедывающего ислам). В соответствии с изречениями в сурах Корана деяния подразделяются на разрешенные ("халал") и запрещенные ("харам"),

В зависимости от тяжести преступления или проступка законодательство определяет наказание: смертную казнь, отсечение руки, заключение в тюрьму, порицание. Вместе с тем шариат полагает, что общество также несет моральную ответственность за то, что не смогло предотвратить или предупредить преступление. Исходя из этого, в исламе используется социальная профилактика правонарушений (жертвы в пользу малоимущих, взаимопомощь, общинность). В области уголовных преступлений шариат отличается строгостью мер наказания, особенно для деяний, совершаемых в противоречии с устоями общества.

В гражданском праве шариат исходит из неприкосновенности частной собственности. Обязательственные отношения строятся на взаимном согласии сторон, запрещают закабаление и ростовщичество. Шариат обязывает мусульманина проявлять милосердие. В семейном праве шариат опирается на позиции мужского превосходства, полигамии (многоженства), ограничения прав на развод.

Кроме того, в шариате исламская этика и мораль тесно переплетены с исламской верой. Поэтому преступления против религии считаются в мусульманстве наиболее опасными. Несоблюдение обрядов жизненного цикла, ритуалов, правил поведения в обществе влечет за собой тяжкое наказание, в том числе смертную казнь.

Нормы шариата, рассмотренные здесь абстрактно, необходимо привязывать к условиям конкретного исторического периода и общества. А в своей исторической конкретике ордынское общество и государство знало глубокое социальное расслоение и эксплуатацию, произвол властей. Кроме того, многие положения шариата и Великой Ясы прямо противоречили друг другу. Поэтому появились способы решения таких противоречий, состоявшие из редактирования Великой Ясы сообразно шариату и разграничения компетенции шариата и обычного права (в виде компромисса между ними, получившего название маслагат).

На практике шариатский суд старался не вмешиваться в решения, принятые по нормам обычного права (адата), которыми регулировалась общественная жизнь мусульман. Так получил развитие правовой плюрализм. Шариатский суд и адат были возможны лишь в немногочисленных городах кочевых улусов (Новом Сарае, Казани, Астрахани, Азове, Анапе и еще в нескольких городках Поволжья, Подонья и Предкавказья), где проживали ученые судьи.

Обзор монгольского права по Великой Ясе и шариату имеет значение для выявления общественных отношений и политического устройства народов, заселявших Дон и Северный Кавказ в ордынское время и после него. Шариат и обычное право в современной юридической науке исследуют теория права и историко-правовые учебные дисциплины. В истории органов и учреждений юстиции данная тема может быть рассмотрена с учетом регионального компонента в федеральных округах России, где распространен ислам, а большинство граждан соотносят себя с потомками монголо-татар.

Кроме Золотой Орды региональный компонент позволяет рассмотреть суд и процесс в средневековом Дагестане и у других народов Кавказа. Основными источниками права здесь были постановления Кайтагского уцмия Рустемхана (после XV в.), а также адаты (обычаи). Источники, в общем, свидетельствуют о том, что в кавказских обществах доминировал состязательный процесс. Различия гражданских и уголовных дел не прослеживается. Процесс мог начаться только при наличии жалобы потерпевшего или истца. В досудебном порядке сторонам предоставлялась возможность примирения. Если усилия авторитетных старейшин не приводили к мировому соглашению, стороны обращались к беку или к лицам, наделенным правом суда. Они, в свою очередь, могли обратиться к кадию (если исповедовали ислам) либо к местному священнику (если были христианами). Многие оставались язычниками или принадлежали к тем, кто

только номинально соотносил свое мировоззрение с христианством или исламом. Так, судебные обычаи, по наблюдению ученых, во многих кавказских обществах восходили еще к языческому домонгольскому времени.

На степных просторах, некогда подконтрольных Орде, появилось казачье сообщество, также обладавшее собственной войсковой юстицией. Суд у казаков в период его становления тоже показывает наслоение многих традиций, уходящих корнями в ордынское время. Власть у казаков находилась в руках выборного общественного органа – казачьего круга. На суде ориентировались на свои обычаи, применялись самые разнообразные досудебные примирительные процедуры. Судебной властью наделялись старейшины (по незначительным преступлениям или проступкам), правом суда обладали атаманы. Иногда атаманы призывали стариков для помощи при рассмотрении дела. Если атаман и старики не могли решить дело, приходилось ехать в казачью столицу Черкасск (теперь Старочеркасск), где находился главный суд, своего рода высшая инстанция. Первобытный обычай самосуда применялся казаками редко и с ограничениями. Адвокатуры, нотариата и специальной исполнительной системы у казаков, как и в Золотой Орде, до вхождения в состав России не было.

Общая характеристика действия ордынской юрисдикции в Русских землях может быть представлена в кратком виде. Неопровержимых данных о действии ордынского законодательства и его суда на территории Русских земель и по отношению к русским людям немного. Известно лишь, что русские князья неоднократно обращались к ханам Золотой Орды с просьбой рассудить их в имущественных спорах. Когда в Тверское княжество прибыл главный баскак Чолхан (Щелкан по русской летописи), он, кроме сбора дани, начал судить людей, но суд его был неправедным, баскак чрезмерно злоупотреблял своей властью. Следствием его злодеяний в Твери стало известное восстание 1326 г., использованное Иваном Калитой для получения золотого ярлыка. На территории южных пределов Руси, в "дикой степи" Поволжья, Запорожья, Подонья были русские колонии, в которых компактно проживали славяне. На них также напрямую распространялась власть ордынской администрации, законы и суд этого государства.

Таким образом, суд, процесс, органы и учреждения юстиции в Золотой Орде, а позднее и у многих других народов и сообществ показывают симбиоз местных обычаев, норм, воспринятых ими в период собственной ранней государственности и заимствований извне. В таких условиях мог доминировать только состязательный суд, особое значение принимают процедуры примирения сторон, а активными участниками судебного процесса и исполнительной юстиции становятся родовые старейшины, военные предводители, представители какой- либо власти или авторитетные люди, олицетворявшие своими поступками правосудие в его понимании местным населением. В такой ситуации на протяжении веков складывались своеобразные примирительные процедуры, "судебные обычаи", "процессуальные обряды" и "народная юстиция", которые до сих пор вызывают неподдельный интерес широкого спектра у исследователей. Однако тематика истории государства, права Золотой Орды, ее суда и юстиции рассматривается в ракурсе регионального компонента и выносится на самостоятельное изучение.

Итак, обзор истории юстиции Орды показывает правовой плюрализм на ее территории и подконтрольных ей землях, что еще раз подтверждает отсутствие какого-либо единства в этом государстве и стремления создать вертикаль власти. Суд и юстиция, характерные для государственности, более прослеживаются в столичных городах Золотой Орды – Сарае и Казани. На ее периферии продолжали развиваться старые традиции, отчасти заимствованные у монголо-татарских буддистов и язычников, в христианском и мусульманском социумах. История юстиции Орды раскрывает один из факторов распада ее на локальные государства и страны, вошедшие со временем в состав России.