Органы суда, прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности

После окончания войны судебная система СССР приводится в соответствие с законом о судоустройстве 1938 г. Сокращается сеть военных трибуналов. Восстанавливаются линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Вновь начинают действовать принципы независимости, выборности судей, участия общественности в судопроизводстве. В 1948–1949 гг. проходят выборы народных судей и народных заседателей. Важной гарантией независимости становится новый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Он был закреплен в Положении о дисциплинарной ответственности судей, принятом в 1948 г. Если прежде привлекать судей к дисциплинарной ответственности могли Министерство юстиции, начальники управлений юстиции при исполкомах краевых, областных Советов, то теперь для рассмотрения нарушений судьями трудовой дисциплины в краевых, областных судах, судах автономных областей, верховных судах автономных и союзных республик создавались дисциплинарные коллегии. В целях максимально полного и объективного изучения обстоятельств дела коллегии могли проводить опрос свидетелей, требовать от привлеченного к ответственности судьи письменных объяснений.

Если в период войны расширилась сеть военных прокуратур, то в послевоенные годы основные задачи надзора за законностью вновь стали решаться гражданской прокуратурой. Особое значение придавалось выявлению и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления против советских граждан в период оккупации.

Органы НКВД в послевоенный период занялись проверкой военнослужащих, побывавших в плену и освобожденных советскими войсками или войсками союзников. По этому поводу в 1944 г. было издано специальное постановление СНК СССР. Для проверки освобожденные лица направлялись в спецлагеря НКВД. Большинство признавалось виновными и приговаривалось к длительным срокам лишения свободы. Амнистирование таких лиц было осуществлено только в 1955 г.

В то же время шло реформирование НКВД. Л. П. Берия в августе 1945 г. был освобожден от должности наркома внутренних дел и назначен председателем Специального комитета при ГКО по руководству всеми работами "по использованию внутриатомной энергии урана". Это само по себе снижало роль НКВД. В 1946 г. в ходе общей реформы центральных органов управления НКВД был разделен на НКВД и Народный комиссариат государственной безопасности (далее – НКГБ), позднее Министерство внутренних дел (МВД) и Министерство государственной безопасности (МГБ). В НКГБ были переданы отдел спецзаданий, внутренние войска, Транспортное управление, правительственная связь. В 1949 г. из МВД в МГБ передают пограничные войска и милицию. За Министерством внутренних дел остается Главное управление лагерей, Главное управление военнопленных и интернированных, Тюремное управление, а также Отдел борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью. В ведении МВД оставались также Главное архивное управление, а также множество промышленных предприятий и строек, которые велись с его участием.

Начинается новый виток репрессий, первоначально во многом спровоцированный и борьбой за первенство в высших эшелонах власти. Для компрометации маршала Г. К. Жукова было использовано так называемое дело авиаторов. Жертвами интриг стали и другие представители генералитета. Непосредственную угрозу почувствовали также старшие по политическому возрасту сторонники Сталина. Пошатнулись позиции Л. М. Кагановича, К. Е. Ворошилова, Г. М. Маленкова. В 1949 г. по "ленинградскому" делу началось уголовное преследование большой группы советских руководителей в результате которого были осуждены и казнены, в том числе А. А. Кузнецова, II. А. Вознесенского. Следующим на очереди оказались дело Еврейского антифашистского комитета, по которому оказались арестованы 14 членов его президиума и активистов, а также "дело врачей".