Органы социального партнерства

Завершив коллективные переговоры, стороны неизбежно сталкиваются с необходимостью определения форм взаимодействия, направленных на наиболее эффективное исполнение достигнутых договоренностей. Одним из способов организации сотрудничества между сторонами социального партнерства является создание особых структур, получивших наименование "органы социального партнерства". Еще в 1911 г. И. С. Войтинский отмечал, что "тарифный режим обнаруживает тенденцию к созданию особых органов, черпающих свои полномочия из тарифного договора и призванных толковать этот договор, восполнять его пробелы, следить за его применением и, наконец, разрешать споры, стоящие в связи с тарифным договором" [1]. Практическое применение в России института коллективного договора также показало необходимость в создании особых учреждений, так называемых тарифных комиссий, тарифных комитетов, состоящих из равного числа представителей работодателя и уполномоченных рабочего союза, для проведения в жизнь коллективного договора, применения его на практике [2]. В дальнейшем в рамках этих учреждений стали проводиться и коллективные переговоры по заключению нового коллективного договора или внесению изменений в действующий коллективный договор.

Следует отметить, что понятие "орган социального партнерства" еще не являлось предметом анализа со стороны юридической науки и используется нами в качестве понятия, употребляемого в законодательстве о социальном партнерстве.

Термин "орган" происходит от греческого organon (орудие, инструмент) и обычно определяется как часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение; государственное или общественное учреждение, организация [3]. Очевидно, что у социального партнерства как способа регулирования социально-трудовых отношений, не являющегося ни предметом материального мира, ни субъектом права, нет и не может быть отдельных частей, имеющих специальное назначение.

Поэтому российское законодательство говорит об органах социального партнерства применительно к постоянно действующим организационным структурам, в рамках которых осуществляется взаимодействие представителей субъектов социального партнерства и принимаются юридически значимые решения.

Естественно, данное понятие нами признается с известной долей условности, однако в настоящее время отсутствует необходимость замены его на какой-либо иной, поскольку он понятен правоприменителям и социальным партнерам, не страдая невосполнимыми теоретическим изъянами.

К органам социального партнерства могут быть отнесены все постоянно действующие организационные структуры, состоящие из представителей субъектов социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения. Система органов социального партнерства, как правило, создается на всех уровнях, на которых осуществляется партнерское взаимодействие. Работающие в соответствии с заранее определенными процедурными правилами органы социального партнерства позволяют обеспечить непрерывное функционирование системы социального партнерства.

Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные органы.

Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (гл. 5 ТК). Данные органы правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, могущие найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства.

К специализированным органам социального партнерства относятся:

1) координационные комитеты содействия занятости населения, создание которых предусмотрено ст. 20 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

2) совместные комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые на основе ст. 218 ТК.