Органы прокуратуры, осуществляющие в качестве основной функции уголовное преследование

Органы прокуратуры во многих странах мира играют ключевую роль при инициировании или осуществлении уголовного преследования, несмотря на то что их компетенция в этой сфере различается в зависимости от того, строится ли эта деятельность в целом на принципе обязательного или дискреционного преследования.

Для того чтобы убедиться в том, что прокуратуре действительно принадлежит основная роль по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления, достаточно обратиться к опыту 47 государств – членов Совета Европы.

Законодательство и прокурорская практика этих стран заслуживает особого внимания в связи с тем, что 28 февраля 1996 г. Российская Федерация стала полноправным членом данной организации и взяла на себя обязательство принять соответствующие стандартам Совета Европы новые законы о роли, деятельности и организации российской прокуратуры.

Следует, однако, учитывать, что концепция функционирования органов прокуратуры, ответственных за уголовное преследование преступников, существующая в Европе, является двойственной, поскольку ее корни заложены в двух крупных правовых системах, созданных на различных основах.

Так, согласно французской (континентальной) модели прокуратуры, должностные лица этого органа фактически обладают монополией на уголовное преследование в рамках инквизиционной системы. В то же время англосаксонская модель предусматривает, что уголовное преследование инициируется либо жертвой преступления, либо полицией в рамках состязательной системы.

Поэтому в странах Европы в настоящее время существуют властные структуры, занимающиеся уголовным преследованием, которые имеют различные наименования: "государственный обвинитель", "атторней обвинения", "прокурор".

Однако несмотря на непохожесть их названий, во всех национальных правовых системах указанные властные структуры играют ведущую роль в сфере уголовного судопроизводства. При этом полномочия прокуроров значительно расширились в результате масштабных реформ, проведенных многими государствами Европы в течение последних 10 лет.

Существуют также большие различия в иерархическом положении прокуратуры в той или другой стране. Но с учетом взаимоотношения прокуратуры с исполнительной властью того или иного государства эти различия варьируются от прямого подчинения до полной независимости прокурорских органов.

В некоторых национальных правовых системах прокуроры и суды являются членами одного профессионального сообщества, в то время как в других они полностью разделены между собой.

Поскольку правовые системы Европы отличаются двумя культурами, то различия наблюдаются как в организации уголовного процесса (обвинительная, или инквизиционная, процедура), так и в способе инициирования уголовного преследования (обязательное, либо дискреционное).

Однако это исторически сложившееся разделение имеет тенденцию к сближению. Различные государства Европы приводят свои законы и другие акты в более полное соответствие с общими европейскими принципами, закрепленными в Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Что касается расследования преступлений, то в странах Европы прокуроры занимают положение между двумя крайностями: либо у прокурора полностью отсутствуют полномочия по инициированию расследования преступлений, либо прокурор наделен всеми полномочиями по самостоятельному расследованию совершенных преступлений и производству следственных действий.

Проанализировав законодательство стран Западной и Восточной Европы, можно сделать следующие обобщенные выводы.

Органы прокуратуры всех государств этого континента осуществляют уголовное преследование. В 44 странах – членах Совета Европы и государственных образованиях прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться в суд с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 государств имеют право на обжалование решений по уголовным делам в вышестоящий суд (за исключением Англии, Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии).

Также органы прокуратуры самостоятельно реализуют функцию по расследованию уголовных преступлений. Более того, прокуроры 41 государства осуществляют руководство и контроль за полицейским расследованием.

В 30 странах прокуроры могут производить следственные действия по своему усмотрению. Прокуроры 41 государства должны получать разрешение судьи на производство некоторых следственных действий, затрагивающих права человека и гражданина (например, обыск помещений).

Прокуроры 38 стран могут не направлять уголовные дела в суд, при этом они вправе отказать в возбуждении уголовного дела без соответствующего решения судьи. В 19 государствах (Бельгия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Турция, Финляндия, Швеция, Швейцария и др.) прокуроры имеют право определять и применять к правонарушителям санкции без вмешательства судьи.

Необходимо отметить, что в Словакии, Словении и Украине прокурор должен возбуждать дела по всем фактам преступлений, которые ему стали известны. Вместе с тем в Италии прокурор всегда должен получать разрешение судьи при вынесении решения о карательном воздействии на виновного. Во Франции все процессуальные процедуры по уголовным делам находятся под контролем органов прокуратуры. Уголовное преследование в Эстонии осуществляется прокуратурой, а функции по надзору за законностью возложены на особое должностное лицо – Канцлера юстиции.

В 29 государствах (Албания, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Кипр, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Шотландия и др.) органы прокуратуры обладают особыми функциями и полномочиями по защите и оказанию помощи жертвам преступлений в уголовном судопроизводстве.

В круг полномочий прокуроров входит консультирование жертв об их правах, например в случае возмещения вреда (Испания и Португалия), об изменениях в процедуре относительно освобождения от отбывания наказания (Норвегия).

В Люксембурге помощь жертвам осуществляется на уровне Генеральной прокуратуры. Кроме того, к компетенции прокуроров также относится поддержка жертв при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе (Андорра, Испания и Финляндия), а также контроль за возмещением вреда жертвам преступлений (Нидерланды).

В отдельных странах прокуроры обладают полномочиями по отказу в возбуждении уголовного дела и приостановлению расследования. При этом жертвам преступлений предоставляется возможность обжаловать указанные действия прокурора (например, в Боснии и Герцеговине). В остальных странах право жертв на то, чтобы быть услышанными, часто гарантируется путем предоставления других возможностей.

Потерпевшие от преступлений предъявляют иск в порядке как уголовного, так и гражданского судопроизводства, в случае отказа прокурора осуществлять преследование. Сербские законодатели предусмотрели возможность подачи заявления на осуществление преследования в частном порядке.

В Бельгии потерпевшие от преступлений имеют право, в случае отказа прокурора в возбуждении уголовного дела, предъявлять иски в порядке гражданского судопроизводства.

В Испании, где у прокурора отсутствуют полномочия, касающиеся прекращения производства по делу, потерпевшие от преступлений имеют право и возможность оспаривать судебные решения по уголовным делам.