Органы предварительного следствия

В соответствии со ст. 151 УПК право производства предварительного следствия по уголовным делам предоставлено следователям следственных органов Следственного комитета РФ, ОВД, федеральной службы безопасности и федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователи указанных органов в соответствии с подследственностью при обнаружении признаков преступления обязаны принять предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в их совершении (ч. 2 ст. 21 УПК). Аналогичная обязанность законом возложена и на руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 39 УПК).

В настоящее время основная нагрузка по расследованию преступлений приходится на следователей ОВД, которыми ежегодно расследуются 85% уголовных дел, по которым предварительное следствие обязательно. Однако две трети от количества расследованных уголовных дел приостанавливается ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в деятельности как органов предварительного следствия, так и органов дознания, в непосредственную задачу которых входит раскрытие преступлений. По оконченным расследованиям на долю следователей ОВД приходится около 77% уголовных дел, следователей Следственного комитета РФ – порядка 18% дел и следователями ФСКН России ежегодно оканчивается расследованием примерно 5% уголовных дел.

В соответствующих статьях УПК приведены основные понятия, определяющие "следственное подразделение" и процессуальный статус "следователя", "руководителя следственного органа" (п. 38.1, 40.1, 41 ст. 5). Их ОГЛАВЛЕНИЕ раскрыто в ст. 38 и 39 УПК.

Следователь является должностным лицом следственного органа, наделенным уголовно-процессуальным законом полномочиями, вне зависимости от принадлежности к конкретному федеральному органу (Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России и ФСКН России). Пункт 3 ч. 2 ст. 38 УПК определяет, что при расследовании уголовного дела следователь самостоятельно направляет ход расследователя и принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением тех случаев, когда на это требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа. Следователь вправе обжаловать данные ему руководителем следственного органа письменные указания, обязательные для исполнения, вышестоящему руководителю, а при возвращении уголовного дела прокурором – вышестоящему прокурору. В определенных законом случаях обжалование следователем указаний (например, о прекращении уголовного дела, его направлении в суд и др.) приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 38 и ч. 5 ст. 221 УПК).

О гарантиях процессуальной самостоятельности и независимости следователя свидетельствует то, что воздействие в какой-либо форме на принимаемые следователем процессуальные решения или воспрепятствование исполнению им его процессуальной деятельности влечет установленную федеральным законом ответственность (ст. 6 Закона о Следственном комитете РФ).

Значимая роль в деятельности органов предварительного следствия принадлежит руководителю следственного органа как должностному лицу, возглавляющему соответствующее следственное подразделение в структуре перечисленных следственных органов (п. 38.1 ст. 5 УПК). Ему в соответствии со ст. 39 УПК предоставлены широкие полномочия как по процессуальному руководству и контролю за деятельностью подчиненного следователя, так и по организационному руководству следователями следственного подразделения. Полномочия начальника следственного органа включают в себя процессуальное руководство расследованием, предусматривающее право проверять материалы уголовного дела, давать указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий, о квалификации преступления и объеме обвинения и т.п., в том числе право изымать уголовное дело у следователя, отстранять его от производства расследования, отменять принятые им незаконные или необоснованные процессуальные решения (ст. 39 УПК).

Руководитель следственного органа наделен также рядом полномочий, связанных с организацией и планированием работы следователя, методическим обеспечением расследования преступлений, организации взаимодействия с органами дознания и другими правоохранительными органами, адвокатурой, судейским сообществом, законодательными и исполнительными органами власти и др. Значительный объем полномочий, включая право на назначение, перемещение и увольнение следователя, предоставлен руководителям следственных органов в системе МВД России. Руководитель федерального органа исполнительной власти – начальник Следственного департамента – является по должности заместителем министра внутренних дел РФ, а нижестоящие начальники следственных подразделений являются заместителями руководителей территориальных органов (министерств, главных управлений, управлений) МВД России по субъекту РФ (указы Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 01.03.2011 № 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро но координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий").

Следственные органы Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России и ФСКН России имеют свою организационную систему, построенную по территориальному принципу, с учетом выполняемых специализированных функций.

Построение следственных органов, на которые возложено производство предварительного расследования, определяется нормативными правовыми актами соответствующих правоохранительных органов. Так, в структуре МВД России систему следственных подразделений составляют Следственный департамент МВД России; следственные части в составе главных управлений МВД России по федеральным округам; следственные управления в составе управлений на транспорте МВД России по федеральным округам; главные следственные управления, следственные управления (отделы) в составе министерств, главных управлений (управлений) МВД России по субъектам РФ; следственные управления (отделы, отделения, группы) в составе территориальных органов МВД России на районном и межрайонном уровне и приравненные к ним на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Систему следственных органов Следственного комитета РФ составляют центральный аппарат Следственного комитета и его подразделения (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления (отделы); следственные отделы (отделения) Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения.

Систему следственных органов ФСБ России составляют следственное управление ФСБ России, следственные службы УФСБ России по г. Москве и г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, следственные подразделения в структуре территориальных органов ФСБ России по иным субъектам РФ, следственные подразделения (отделы, отделения, группы) органов безопасности в войсках (ст. 2 Закона о ФСБ и приказ начальника Следственного управления ФСБ России от 17.01.2008 № 7 "Об объеме процессуальных полномочий").

Систему следственных органов ФСКН России составляют Следственный департамент в составе центрального аппарата Федеральной службы; следственные службы, следственные отделы в структуре управлений ФСКН России по субъектам РФ и входящие в них следственные отделы, отделения, группы без относительно к территориальному обслуживанию (Положение о ФСКН России).