Организация учета по центрам ответственности

Учет по центрам ответственности является одной из специализированных подсистем управленческого учета, ориентированной на внутрифирменное предпринимательство и базирующейся на ответственности менеджеров за затраты и доходы при условии возможности влияния на них в рамках предоставленных полномочий. В гл. 1 объяснялось, что выделение центров ответственности является основой управления подразделениями организации, бюджетирования, управления ключевыми аспектами, способствующими эффективному управлению бизнесом. Учет по центрам ответственности – это информационная база управления, ориентированного на внутрифирменное предпринимательство, основанная на индивидуальной или групповой ответственности менеджеров за затраты и доходы при условии возможности влияния на них в рамках предоставленных полномочий.

Целью учета по центрам ответственности может выступать повышение эффективности управления подразделениями организации на основе учета ответственности за результаты с установленными количественными и качественными параметрами и на этой основе усиления мотивации менеджеров и работников 110.

Учет по центрам ответственности следует организовывать согласно следующим принципам: соответствие степени децентрализации управления; соответствие особенностям бизнес-процессов предприятия; предоставление структурным подразделениям самостоятельности путем децентрализации прав и ответственности за производственные, маркетинговые и другие операции на внутрипроизводственном и внешнем по отношению к предприятию рынке; персонофикация всех элементов системы внутрифирменного предпринимательства (определение контролируемых статей затрат и поступлений, выбор утверждаемых и оценочных показателей и др.); соизмерение всех произведенных центров ответственности с достигнутыми ими результатами. Так, степень децентрализации управления является наиболее важным фактором для организации учета но центрам ответственности. Принцип персонификации является важнейшим.

Ключевым является следующий принцип: центр ответственности отвечает только за те затраты и выручку, на которые могут влиять его руководители в течение определенного периода времени и имеют на это полномочия.

При постановке учета по центрам ответственности необходимо выбрать виды ЦО в соответствии с рассмотренной в параграфе 1.3 классификацией[1]. Закрепление видов ЦО за выделенными сегментами в организационной структуре предприятия окажет влияние на следующие позиции:

• организационную структуру управления, построенную на основе центров ответственности (финансовую структуру управления);

• рабочий план счетов;

• документооборот.

К условиям, обеспечивающим эффективность функционирования учета по центрам ответственности, относятся:

• подсистемы планово-оценочных показателей деятельности центров ответственности;

• подсистемы утверждаемых норм и нормативов;

• подсистемы трансфертных цен;

• подсистемы учета на бухгалтерских счетах.

Для различных пользователей необходима своя группа показателей, которые являются ориентиром в деятельности центров ответственности и средством оценки. Оценочные показатели закрепляются за ЦО в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами. Рассмотрим учетный аспект этого вопроса. Деятельность центров ответственности как объектов управления отражается в учете путем формирования количественных показателей, совокупность которых составляет информационную модель этой деятельности.

Поэтому выделение бюджетных и оценочных показателей и включение их в информационные потоки в системе внутрипроизводственных планов и отчетов является важным условием организации учета по центрам ответственности.

Пример 9.3

Пакет показателей оценки деятельности центра ответственности "Закупки" должен включать три основные группы показателей, характеризующих: 1) обеспечение производственной программы сырьем и вспомогательными материалами (в том числе показатели обеспеченности производственной программы договорами и показатели выполнения договоров); 2) затраты на поставку сырья и материалов; 3) лимиты запасов.

Важным условием функционирования учета по центрам прибыли является наличие системы трансфертных цен на предприятии. Трансфертные цены – внутренние цены на продукцию, работы, услуги, передаваемые от одного центра ответственности к другому. Наиболее распространены затратный метод расчета внутренних цен (на основе переменной или полной себестоимости)[2]. При высокой степени децентрализации и возможности выхода ЦО на внешний рынок – возможен рыночный метод[3]. При установлении трансфертных цен на разовые работы, рассчитываются договорные трансфертные цены, величина которых определяется в ходе переговоров уполномоченных ЦО.

Пример 9.4

ЦО "отдел главного механика" выполнил объем работ в количестве 2260 ч для ЦО основных цехов. Расчет трансфертной цены может базироваться на нормативных затратах данного центра ответственности.

Наименование элементов затрат

Сумма, тыс. руб.

Материальные затраты

9574

Расходы по оплате труда и отчисления в социальные внебюджетные фонды

42 545

Амортизация оборудования

4256

Прочие затраты

9625

Итого

66 000

Трансфертная цена одного часа работы специалистов отдела главного механика рассчитывается делением совокупных нормативных затрат на плановый объем деятельности. Трансфертная цена равна 66 000: 2260 = 29,2 тыс. руб.

Обязательными условиями, обеспечивающими эффективное использование трансфертных цен, являются: создание ценника трансфертных цен; установление правила, что ЦО-покупатель не несет ответственности за изменение ЦО-поставщиком цен в пределах ранее оговоренных объемов и сроков поставки; наличие централизованной информационной системы, графиков документооборота и др. В любом случае трансфертная цена должна отражать цели организации и способствовать их согласованию с целями ЦО. То есть она должна быть справедливой для всех сторон. В контексте центров ответственности основной целью трансфертного ценообразования является оценка эффективности деятельности ЦО. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности деятельности. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности.

Деятельность центров ответственности должна быть отражена в системе бухгалтерского учета на счетах посредством двойной записи. Построение рабочего плана счетов в части

учета деятельности центров ответственности целесообразно подчинять выведенным ранее принципам, требующим разграничения ответственности за результаты деятельности между субъектами внутрипроизводственных взаимоотношений. Учет может осуществляться в автономной или интегрированной системе. По центрам ответственности нужно учитывать в первую очередь затраты и результаты, непосредственно зависящие от предоставленных руководителям соответствующего ранга полномочий. Это одна из наиболее сложных в методологическом отношении проблем управленческого учета. Для некоторых сфер деятельности[4] она решается сравнительно легко, поскольку можно воспользоваться данными бухгалтерского учета о показателях затрат, выпуска продукции, об объемах закупок и продаж и связанных с ними расходах. По другим сферам деятельности, например конструированию, технологическому сопровождению производства продукции, освоению новых изделий, работ, услуг, их рекламе и другим, понадобится организовать учет затрат и полученных результатов по функциональному признаку.