Организация транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузов

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности в России во многом зависит от развития транспорта и служб экспедиторского сервиса в логистических производственно-транспортных системах. Экспедиторы, являясь посредниками между клиентурой и перевозчиками, выполняют сервисные и коммерческие функции и тем самым как удовлетворяют требования клиентуры, так и способствуют расширению рыночной доли перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг (составной частью его является рынок экспедиторских услуг) с коммерческой точки зрения в настоящее время можно разделить на три уровня. На первом находятся покупатели (заказчики) транспортных услуг — грузоотправители, грузополучатели и грузовладельцы; на втором — экспедиторы, являющиеся посредниками в продаже транспортных услуг, но в то же время организующие и контролирующие полностью или частично логистическую цепь доставки грузов; на третьем — перевозчики (дорожные службы, пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т.д.) и предприятия транспортной инфраструктуры, осуществляющие погрузку, выгрузку, хранение, передачу на другие виды транспорта, ремонт подвижного состава и т.д. Все перечисленные субъекты транспортного рынка должны обязательно являться юридическими лицами. В противном случае они не могут осуществлять экономико-финансовые операции, связанные с взаиморасчетами за транспортные услуги.

Взаимоотношения по купле-продаже транспортных услуг, а также по их оказанию могут осуществляться непосредственно между субъектами первого и третьего уровней, минуя второй, как это было до начала рыночных реформ па транспорте. Может иметь место выполнение экспедиторами части функций перевозчиков — перевозка в транспортных единицах (вагонах, судах, автомобилях или контейнерах), выполнение погрузочно-разгрузочных операций и хранение грузов в складских помещениях, арендуемых или являющихся собственностью экспедитора, и др. (перевозка нефтепродуктов в цистернах СП SFАТ, ЗАО "Лукойл-Транс"). При наличии соответствующего договора с железнодорожной администрацией или другим перевозчиком конкретной страны экспедитором по ее сухопутной территории или водным путям может являться грузовладелец (экспедирование по территории Украины нефтепродуктов фирмами "Лиа-Ойл СА", "Индутск СПА", по территории Литвы — "Витол СА" и др.). Бывают случаи, когда одно лицо является и грузоотправителем (грузополучателем), и грузовладельцем, и экспедитором (АО "Поволипецкий металлургический комбинат" при продаже продукции на условиях "франко-граница").

В связи с перераспределением собственности из государственного в частный сектор наступил "платежный кризис" за выполненные грузовые перевозки, а функции плательщиков железнодорожного тарифа все чаще стали брать на себя коммерческие структуры, одними из которых и являются экспедиторы.

Экспедиторы выполняют следующие функции: оформляют заявки на грузовые перевозки по всем видам оперативного планирования и контролируют их удовлетворение, оформляют необходимые транспортные, таможенные и другие документы; контролируют подачу подвижного состава и ход выполнения плановых объемов перевозок; оплачивают дополнительные транспортные или другие услуги; следят за транспортными и грузовыми единицами к процессе перевозки и др.

Разносторонние и многоплановые нововведения ставят экспедиторские организации перед необходимостью расширения спектра оказываемых услуг и отхода от качества "посредника по перевозкам", т.е. стали актуальными решения специфических для конкретного клиента задач, обусловленных необходимостью повышения чувствительности транспортного обслуживания к временным характеристикам процессов производства, распределения, доставки и сбыта продукции.

Стратегия маркетинга предполагает неизбежность для экспедиторов предложения на транспортном рынке индивидуальных "пакетов" (комплексов) услуг с целью охвата как можно более широкого круга клиентуры. Необходимо перейти от чистой конкуренции цен к конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным документам, а также касающиеся правового регулирования торговых сделок, взаимодействия с таможенными органами и другими субъектами, являющимися составными элементами логистических систем. Например, при экспедировании экспортно-импортных перевозок через морские порты усилия экспедиторов все более сосредоточиваются па овладении спецификой не только производственных, сбытовых, транспортных и информационных процессов, но и особенностями работы таможен, налоговых инспекций, банков, страховых компаний, организаций, производящих качественный, карантинный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический и радиационный контроль, фумигационную (обезвреживающую) обработку перевозимой продукции и выдающих соответствующие сертификаты (Торгово-промышленной палаты и других аналогичных подразделений, являющихся иностранными или совместными предприятиями, Государственной хлебной инспекции, карантинных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, радиационных, фумигационных и других служб) организаций, занимающихся агентированием и фрахтованием судов, деятельность которых имеет непосредственное отношение к организации доставки товаров до потребителя и является неразрывной частью логистического обслуживания грузовладельцев.

Опыт функционирования экспедиторских компаний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с экспедитором, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый тариф, более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом и отвечающим за перевозимые грузы в течение всего процесса перевозки, чем с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на ограниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экспедиторская компания, используя логистический подход, повышает экономическую эффективность перевозки груза.

Таким образом, с созданием логистической системы транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, которые предшествуют транспортированию или следуют за ним. Промышленные фирмы освобождаются от несвойственных им функций (упаковки, складирования, определения оптимального варианта транспортирования и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем самым от забот о распределении груза, и становятся своеобразными распределительными центрами. Такая технология обслуживания позволяет транспортно-экспедиционным фирмам и промышленным предприятиям работать в едином ритме, что помогает преодолеть сбои в производственном процессе из-за задержки доставки грузов.

Экспедиторы вследствие различных причин (технической вооруженности, экономических условий, квалификации работников, характера взаимоотношений с перевозчиками или предприятиями транспортной инфраструктуры и др.) оказывают услуги по-разному, образуя тем самым рынок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором заказчик в зависимости от перечисленных факторов имеет возможность выбрать наиболее устраивающего его исполнителя.

При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском платежеспособных клиентов, занимаются сами экспедиторы, избавляя от связанных с этим забот соответствующие структуры перевозчиков.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными фирмами, занимающимися экспедированием и имеющими право на продажу транспортных услуг. Конкуренция проявляется по отдельным составляющим (отдельно взятым услугам или их сочетаниям) транспортного сервиса и является важным фактором в повышении его качества. Она не является помехой в функционировании единой транспортной системы, так как не исключает возможности сотрудничества на коммерческой основе и технологического взаимодействия между отдельными видами транспорта или экспедиторами, когда оказание отдельных или всего комплекса услуг, связанных с доставкой грузов, возможно при последовательном или параллельном их участии.

При перевозках по железным дорогам нескольких государств грузовладелец может пользоваться услугами нескольких экспедиторов.

В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение договора с перевозчиком на транспортирование груза и планирование необходимых транспортных средств; оценка экономичности доставки груза до места назначения; выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Он несет ответственность за организацию грузовых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и товаросопроводительные документы, осуществляет расчеты с перевозчиком; в отдельных случаях ведет контроль за продвижением товара до получателя.

Такими экспедиторами являются группа Росвнеш-транс, Росмортранс, объединение Желдорэкспорт, Ространзит, Мостранс-экспедиция, российско-швейцарские СП "ТрансРейл", СП "ТрейдТранс", финское АО "Рейл-крафт", Росфрахт, компания "ЮВАС-Транспорт", акционерная железнодорожная компания "Русский Мир", Желдорэкспедиция и др.

Развитие рыночных отношений заставляет железнодорожный транспорт переходить от работы по выполнению плановых объемов перевозок к поиску новых форм и методов работы, эффективных в современных условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта (прежде всего с автомобильным) и возросших требований клиентов к качеству транспортного обслуживания. Для решения этих задач сформирована система фирменного транспортного обслуживания. Российские железные дороги в настоящее время создают центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Речь идет об установлении принципиально новых взаимоотношений с грузовладельцами, привлечении больших объемов грузов, повышении конкуренции с другими видами транспорта.

Одной из основных задач транспортной политики является снижение транспортных расходов на всем пути следования грузов. Это может быть достигнуто благодаря внедрению в перевозочный процесс логистических систем.

Общая логистическая цепь включает в себя различные .кинетические функции: снабжения и управления запасами, технологического процесса самого товаропроизводства, распределения и потребления товара и т.п. Такие цепи делятся на логистические цепи меньшей длины, а именно снабженческие, транспортно-складские и т.п. Выбор логистической цепи — это не что иное, как выбор конкретного участника процесса.

Распространение принципов логистики во всех сферах экономики требует переосмысления деятельности и в области экспедирования грузов. Экспедитор, который хочет иметь успех на рынке, должен учиться заниматься проблемами клиентов, рассматривать материалопоток в его целостности. Необходимой предпосылкой этого является получение от клиентов информации о свойствах товара, рынке, куда должен быть поставлен товар, порядке организации работы на предприятии и др.

Задача экспедитора — не только физическое перемещение груза. От экспедитора, работающего в секторе логистики, все больше ожидается получение компетентных предложений по решению всех возникающих вопросов. В целях достижения синхронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности фирм широко применяются системы "Канбаи" и "Точно в срок".

С начала 1970-х гг. в промышленно развитых странах получила широкое распространение логистическая система "Канбан", позволяющая реализовать систему "Точно в срок". Система "Точно в срок" — это система производства и поставки деталей, комплектующих изделий к месту производственного потребления или в торговое предприятие в требуемом количестве и в требуемое время. Она обеспечивает приспособление производства к изменениям, обусловленным сбоями в технологических линиях, колебаниями спроса па выпускаемую продукцию в торговле. Если система "Точно в срок" действует в масштабе всей фирмы и применяется ее основными поставщиками, то обеспечивается ритмичность выпуска готовой продукции и повышается ее качество, резко сокращаются производственные и товарные запасы, что позволяет высвободить часть складских помещений и использовать их для других нужд, подойти к реализации концепции "производство с нулевым запасом", т.е. производства без склада.

Предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность, неизбежно при проведении логистической транспортной политики приходится заключать договоры с предприятиями системы транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеторговых и других грузов. Транспортно-экспедиторские организации, действовавшие на экспедиторском рынке нашей страны (Союзвнештранс, Совмортранс, Совинтеравто-сервис, Совтрансавто), в 1990 г. приняли решение о создании национальной ассоциации международных экспедиторов. В настоящее время Российская ассоциация международных экспедиторов объединяет организации, осуществляющие согласно уставу транспортно-экспедиторскую деятельность. В Ассоциацию входят отдельные иностранные экспедиторы и российские неэкспедиторские организации. По уставным и другим документам экспедитором признается любое юридическое или физическое лицо, которое в соответствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно перевозчиком, т.е. транспортной организацией. Экспедитор может также выполнять следующие действия, связанные с исполнением договора экспедиции:

• складирование;

• хранение грузов;

• комплектацию сборных отправок;

• оформление перевозочных документов;

• таможенную очистку и декларирование;

• осмотр грузов;

• осуществление провозных и других платежей по поручению клиента и т.д.

Для предприятия, не имеющего возможности осуществлять транспортную логистику для своего предприятия во внешней торговле, очень выгодно обратиться в экспедиторскую фирму, которая сможет решить все проблемы, связанные с осуществлением перевозки внешнеторговых грузов и контролем за ней.

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Относительно непродолжительная история развития практической логистики подтверждает это. Ее экономический эффект проявляется в высоком уровне организации производства и как следствие — экономии натуральных и денежных показателей. Величина эффекта зависит от масштабов распространения логистики. Анализ, выполненный западноевропейскими учеными, свидетельствует о том, что в Западной Европе более 60% предприятий и фирм в своей коммерческой и производственной деятельности в той или иной степени используют логистические функции.

Эффективность логистики конкретизируется следующими натуральными показателями:

• уровнем запасов и сокращением потребности в складских помещениях;

• временем прохождения материалов по логистической цепи;

• продолжительностью цикла обслуживания заказа;

• качеством и уровнем сервиса;

• размерами партии грузов;

• уровнем использования производственных мощностей;

• маневренностью, адаптивностью и устойчивостью работы;

• сохранением качества продукции при доставке. Доставка грузов в системе "Точно в срок" позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50% снизить уровень запасов и уменьшить продолжительность выполнения заказа на предприятии. По данным специалистов, применение информатики в сфере контроля за движением товаров повышает уровень, качество и эффективность услуг в 43—45% случаев и в 40% случаев позволяет снизить издержки сбыта.

Расходы на логистику составляют 10—30% общих затрат фирм на производство продукции. Если принять затраты па логистику за 100%, то удельный вес отдельных составляющих распределяется следующим образом: перевозки на магистральном транспорте — 28—48%, складские, перегрузочные операции и хранение грузов — 25—46%, упаковка — 5—18%, затраты на управление — 4—5% и т.д.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности в России во многом зависит от развития транспорта и служб экспедиторского сервиса в логистических производственно-транспортных системах. Помимо экономического эффекта дальнейшее развитие этих систем имеет позитивное общественно-социальное значение и способствует укреплению национального престижа России.

Основной особенностью в интермодальном транспортном подходе является создание системы обслуживания потребителя, ориентированной на заказчика. Это также новое направление, которое придется учитывать при организации логистических схем поставок товара. В рыночных отношениях покупатель диктует свои условия в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.

Поставщики — компании-производители — при выходе на российский рынок в большинстве своем начинали "наступление на Россию" с освоения товарных рынков московского региона. Свое продвижение на восточные и центральные регионы России иностранные и российские компании видят в использовании интермодальной инфраструктуры Московского региона через организацию коридоров Берлин — Варшава — Минск — Москва и Хельсинки — Москва — Черное море.

Западные компании привнесли в Россию требования по уровню обслуживания. Чтобы повысить уровень обслуживания, необходимо привести действующие в России терминально-транспортные технологии к единой общеевропейской системе управления потоками транспорта, когда экспедитор может в считанные минуты заказать доставку груза из любой точки мира или когда, используя широкую сеть транспортных агентов, терминалов, он может надежно доставить груз "до дверей" клиента.

Роль экспедитора в мире сегодня стремительно меняется, так как клиенту он предлагает использовать логистическую схему поставок. Общепризнано, что в мире в настоящее время экспедиторы контролируют до 75% международных перевозок. Концентрация "спроса в одних руках" позволяет экспедиторам придерживать спрос на уровне чуть ниже предложения на рынке, умело перераспределяя его между различными видами транспорта.

Чтобы "выжить", владельцы транспорта непрерывно изыскивают резервы и способы снижения себестоимости перевозок. Это возможно в условиях рыночных отношений, когда системный подход предполагает оптимизацию всей логистической системы, а не отдельных ее элементов.

К сожалению, в России это пока не работает. Чтобы перейти к таким отношениям, необходима организация центров логистического распределения, которые должны быть связаны между собой транспортными коридорами с подключением к ним логистических подсистем, обеспечивающих через неограниченное число экспедиторов и транспортных агентов выход к каждому грузоотправителю и покупателю. Создание логистических центров определено и в программе "Московский терминал", и стратегической программе Российского собрания инвесторов "Логистический коридор и единая система независимых терминальных комплексов и транспортных организаций", которая принята в соответствии с федеральной программой "Терминал".

Применение в России концепции логистики через создание логистических центров потребует значительно меньших инвестиций, чем те, которые были представлены в первых редакциях программ "Терминал" и "Московский терминал", так как опыт работы позволил уже создать основу — фундамент для создания таких центров.

В России в таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону и др., составляющих транспортные коридоры, уже появились компании, имеющие современную инфраструктуру (терминалы, современные складские технологии, информационные системы, обученный персонал) и работающие, непосредственно управляя товаропотоком из московского или регионального офиса, доставляя груз из любой точки мира. Пришло время для объединения всех заинтересованных организаций, структур, которые, создав неправительственные ассоциации, взяли бы на себя реализацию идей логистики в России. Согласно публикациям Минтранс России заявил, что потери России из-за передачи транспортного рынка иностранным транспортным системам составляют 10 млрд долл. ежегодно — цифра колоссальная, но пора бы разобраться, что за ней стоит. Минтранс России активно участвует в разработке общей международной концепции транспортных узлов и коридоров, но необходимо привести в соответствие с западным уровнем наше законодательство по транспортированию и экспедированию. В Россию поступает огромное количество контейнеров, но не будет никакой борьбы за возвращение нам хоть какой-то уступленной доли рынка, пока в России не будет создан общероссийский пул контейнеровладельцев с системой взаимообмена и единой системой контейнерных тарифов, основанной на пятилетней окупаемости парка, как это принято на Западе.

Важным является вопрос о "субъекте" транспортной логистической цепи. Минтранс России определил его в лице центров дорожного и фирменного обслуживания. В ряде публикаций такими субъектами называются терминалы, коммерческо-посреднические организации и др.

Концепция логистики должна найти конкретное воплощение, тем более что действующие модели организации грузовых мультимодальных перевозок уже есть в Московском регионе. Западные экспедиторские компании овладели концепцией логистики не так давно. Это произошло в условиях обострения конкуренции на мировых рынках. Этот путь предстоит пройти и российским компаниям, только в более сжатые сроки, и тогда Россия сможет войти интегрированным участником в глобальную транспортную сеть.

Эффективное использование концепции транспортной логистики зависит от рационального выбора базисных условий поставки внешнеторговых грузов, коммерческо-правового регулирования перевозочного процесса, своевременного и правильного заключения договоров перевозки и расчетов за перевозку с использованием действующих тарифов, фрахтовых ставок (табл. 12.7).

Таблица 12.7. Базисные условия международных поставок — правила Инкотермс-2010

Инкотермс-2010 — унифицированные международные правила единообразного понимания наиболее часто используемых условий поставки во внешней торговле — содержат 11 базисных условий поставок, которые дают различные сочетания обязанностей, расходов и рисков продавца и покупателя по внешнеторговому контракту.

С целью наиболее удобного применения и понимания все термины разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары непосредственно в своих помещениях — термины категории Е.

Согласно терминам категории Р продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем свободным от риска.

Согласно терминам категории С продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после его погрузки на транспортное средство в пункте отправления.

Термины категории О означают, что продавец несет все расходы и принимает на себя риски до момента доставки товара в страну назначения в согласованное место.

По каждому термину обязательства сторон в сделках сгруппированы в 10 пунктах-обязательствах, где каждое обязательство продавца зеркально отражает соответствующее обязательство в отношении той же обязанности покупателя.

Все условия поставок" разбиты на 10 пунктов-обязательств, где каждое обязательство продавца отражает соответствующее обязательство покупателя по тому же вопросу.

Основные обязанности продавца, являющиеся общими для всех базисных условий поставок:

• поставить товар в соответствии с условиями контракта;

• оплатить расходы по проверке товара;

• получить за свой счет экспортную лицензию;

• своевременно уведомить покупателя о дате отгрузки;

• уплатить таможенные налоги и пошлины по экспорту товара;

• нести риски и расходы до момента предоставления товара покупателю.

Покупатель товара обязан:

• принять и оплатить товар;

• получить за свой счет импортную лицензию;

• оплатить все расходы при получении документов в стране отправления;

• уплатить импортные таможенные налоги и пошлины;

• нести расходы и риск из-за несвоевременного принятия товара (табл. 12.8).

Таблица 12.8. Обязанности сторон базисных поставок

А. Обязанности продавца

Б. Обязанности покупателя

1

Предоставление товара в соответствии с условиями договора

1

Оплата цены

2

Лицензии, разрешения и другие формальности

2

Лицензии, разрешения и другие формальности

3

Договор перевозки и страхования

3

Договор перевозки

4

Поставка

4

Принятие поставки

5

Переход рисков

5

Переход рисков

6

Распределение расходов

6

Распределение расходов

7

Извещение покупателя

7

Извещение продавца

8

Доказательство поставки

8

Доказательство поставки

9

Проверка упаковки, маркировка

9

Инспектирование товара

10

Другие обязанности

10

Иные обязанности

Данная версия вступила в силу с 1 января 2011 г., до этого действовали Инкотермс-2000. Новая редакция базисных условий наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит ряд нововведений:

— общее количество терминов сокращено с 13 до 11, при этом 2 из них — абсолютно новые;

— новая структура правил Инкотермс включает две группы терминов: термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта; термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке (в Инкотермс-2000 было четыре группы).

Также в документе:

— вопросы безопасности грузов максимально возможно освещены с учетом различия правовых систем;

— введение к каждому термину новых правил позволяет его пользователям точно выбрать корректный термин для торгового контракта;

— учтены требования современного контейнерного транспорта.

Кроме того, введены два новых термина: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в пункте), заменяющие термины DDU (поставка без оплаты пошлин), DAF (поставка на границе), DEQ (поставка с причала), DES (поставка с судна).

Внесены дополнения к терминам FOB, CFR и CIF.

Нынешняя редакция учитывает наличие зон, свободных от таможенных пошлин, внедрение в практику коммерческой деятельности электронной связи и изменения в практике перевозок грузов. Текст издания 2010 г. существенно отредактирован по сравнению с редакцией 2000 г. Материалы, изложенные в Инкотермс, носят нормативный характер в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте.

Термины категории Е (EXW) — франко-завод (отгрузка с завода) — означают, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на заводе, фабрике, складе и т.п.). В частности, он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, семи не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Он не применим, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае целесообразно использовать термин FCA — (франко-перевозчик).

Покупатель обязан:

• оплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара;

• получить на свой риск и за свой счет любую экспортную или импортную лицензию или иное официальное разрешение, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара;

• принять поставку товара, как только он предоставлен в распоряжение покупателя;

• нести все риски потери или повреждения товара с момента, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя;

• нести все относящиеся к товару расходы с момента предоставления его в распоряжение покупателя, в том числе все дополнительные расходы, возникшие вследствие неисполнения покупателем обязанности по принятию товара, после того как он предоставлен в его распоряжение;

• нести расходы по уплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, а также формальностей, подлежащих оплате при экспорте. Возмещать продавцу все понесенные им расходуя при оказании помощи покупателю;

• передать продавцу необходимое извещение о дате или периоде времени и (или) месте принятия товара;

• предоставить продавцу расписку, подтверждающую принятие товара;

• нести, если не согласовано иное, все расходы, связанные с инспектированием товара перед отгрузкой, требуемым властями страны экспорта;

• оплатить все расходы и сборы, связанные с получением документов, а также возместить продавцу расходы, возникшие у него при оказании им содействия покупателю.

Термины категории означают, что основная перевозка не оплачивается продавцом.

РСА — франко-перевозчик — означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец песет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

Продавец обязан:

• передать товар в согласованном пункте в распоряжение перевозчика, указанного покупателем, и погрузить товар на транспортное средство;

• выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, уплата вывозных налогов и сборов, если требуется);

• передать покупателю надлежащее извещение о передаче товара в распоряжение перевозчика;

• предоставить покупателю за свой счет транспортные документы, подтверждающие поставку товара. В случае если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI);

• нести все расходы по проверке качества товара, взвешиванию, подсчету, измерению, маркировке, упаковке;

• предоставить покупателю по его просьбе информацию, необходимую для заключения договора страхования;

• нести все риски потери или повреждения товара до момента, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя;

• оплатить все относящиеся к товару расходы до момента передачи его перевозчику, в том числе уплатить пошлины, налоги и сборы, взимаемые при его вывозе.

Покупатель обязан:

• указать перевозчика;

• заключить договор перевозки и оплатить фрахт;

• оплатить цену купли-продажи;

• получить за свой счет импортную лицензию и выполнить все таможенные формальности, требуемые для вывоза товара и (если необходимо) его транзита через третьи страны;

• заключить за свой счет договор перевозки товара;

• принять поставку;

• нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки, а также все относящиеся к нему расходы, в том числе по уплате пошлин, налогов и иных сборов;

• передать продавцу надлежащее извещение, содержащее наименование перевозчика, способ транспортировки, дату или период времени передачи ему товара, а также определенный пункт, где товар должен быть передан перевозчику;

• принять доказательство поставки, если оно соответствует условиям договора;

• нести расходы, связанные с инспектированием товара перед отгрузкой;

• оплатить все расходы и сборы, связанные с получением документов, а также возместить продавцу расходы, возникшие у него при оказании содействия и заключения договора перевозки.

Таким образом, продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика и погрузки на транспортное средство в обусловленном пункте. При отсутствии указания покупателя о таком пункте продавец вправе определить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для заключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке товара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя. Данный термин может быть использован при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, например экспедитору, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Термин "транспортный терминал" означает железнодорожную станцию, причал, контейнерный терминал или двор, пункт по принятию различных видов грузов, т.е. любых контейнеров и (или) поддонов, независимо от применения трейлеров, прицепов, оборудования, используемых любыми средствами транспорта.

FAS — свободно вдоль борта судна с указанием порта отгрузки — означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски потери или повреждения товара. По условиям FAS на продавца возлагается обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара. Однако если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Данный термин может применяться только при перевозках товара морским или внутренним водным транспортом.

Продавец обязан:

• поставить согласно условиям договора купли-продажи и предоставить коммерческий счет-фактуру или его эквивалент в электронном виде, а также иные доказательства соответствия товара, если это предусмотрено договором;

• за свой счет и на свой риск получить экспортную лицензию или иное разрешение на вывоз товара;

• поставить товар вдоль борта указанного судна в определенное покупателем место погрузки в согласованном порту отгрузки в установленную дату или в согласованный период времени;

• с учетом оговорок нести все риски потери или повреждения товара до его поставки;

• нести все относящиеся к товару расходы до момента его поставки;

• передать покупателю надлежащее извещение о том, что товар размещен вдоль борта указанного судна;

• предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычный транспортный документ или эквивалентные ему извещения по электронной связи;

• нести все расходы, связанные с проверкой товара (качество, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для предоставления его покупателю. Обеспечить за свой счет упаковку товара для перевозки и надлежащую маркировку;

• по просьбе покупателя оказать за его счет и на его риск содействие в получении документов, выдаваемых из страны отгрузки, необходимых покупателю для вывоза (ввоза) или транзитной перевозки товаров через третьи страны;

• предоставить покупателю информацию для заполнения договора страхования.

По договорам перевозки и страхования в данном случае у продавца нет обязанностей. Покупатель обязан:

• уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену;

• получить на свой риск и за свой счет экспортную или импортную лицензии или иное разрешение, выполнить все таможенные формальности, требуемые для вывоза и ввоза товаров или транзита через третьи страны;

• заключить за свой счет договор перевозки товара от согласованного порта отгрузки;

• принять поставку товара, когда он размещен вдоль борта судна;

• нести все риски потери или повреждения товара с момента поставки, в том числе возникшие в случаях, если:

— указанное покупателем судно не прибудет своевременно;

— судно не в состоянии принять товар или прекратит прием груза до наступления установленной даты и после ее истечения;

• нести все относящиеся к товару расходы с момента его поставки и все дополнительные расходы из-за невыполнения покупателем указаний перевозчика или нарушения срока приемки товара;

• нести все расходы по уплате пошлин, налогов и иных официальных сборов, а также по выполнению таможенных формальностей при ввозе товара или его транзите через третьи страны;

• передать продавцу извещение о наименовании перевозчика, способе транспортировки, дате или периоде времени, передачи ему товара и пункте передачи товара перевозчику;

• принять от продавца доказательство поставки груза, если оно соответствует условиям договора;

• нести все расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, включая случаи, когда это осуществляется по предписанию властей страны вывоза;

• нести все расходы и сборы, связанные с оказанием продавцом содействия в получении документов или электронных сообщений, которые могут потребоваться при вывозе, транзите и ввозе товара.

FОВ — свободно на борту — означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки, и покупатель с этого момента должен нести все расходы и риски потери или повреждения товара. На покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин дня его экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Продавец обязан:

• передать (погрузить) товар на борт судна и предоставить коммерческий счет-фактуру;

• выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, уплата при вывозе налогов и сборов);

• известить покупателя достаточным образом, что товар поставлен;

• предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы.

Покупатель обязан:

• указать перевозчика;

• заключить договор перевозки товара;

• уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену, расходы по погрузке и разгрузке, если они не включены во фрахт;

• получить на свой риск и за свой счет импортную лицензию или иное официальное разрешение, а также выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара и возможной транзитной перевозки через третьи страны;

• принять поставку, когда товар размещен на борту судна, указанного покупателем в согласованном порту;

• нести все дополнительные расходы в связи с несвоевременным прибытием судна или его неготовностью принять товар;

• уплатить налоги, сборы и другие платежи, связанные с вывозом товара;

• известить продавца о названии судна, месте погрузки и дате поставки товара, принять доказательства поставки.

Термины категории С означают, что основная перевозка оплачивается продавцом.

CFR — стоимость и фрахт с указанием порта — означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после перехода товара борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям СFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

В случаях когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф либо при перевозках в контейнерах, целесообразнее использовать термин СFR.

По условиям СFR продавец обязан:

• предоставить покупателю товар;

• заключить договор перевозки и оплатить фрахт до согласованного порта назначения;

• поставить товар на борт судна;

• выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза (экспортная лицензия, уплата взимаемых при вывозе налогов и сборов, если требуется);

• передать покупателю коммерческий счет-фактуру и чистый транспортный документ (коносамент, морскую накладную), предусматривающий выдачу товара перевозчиком по приказу покупателя или продаж)' третьему лицу в течение транзитной перевозки путем передаточной надписи;

• оплатить расходы по погрузке, а также по разгрузке, если они не включены во фрахт.

В большинстве случаев товар, перевозимый на регулярных судоходных линиях, не перепродается во время транзита. И совсем иной является ситуация, когда товар должен перевозиться на чартерных судах. Например, проданный на бирже товар неоднократно перепродается, пока не достигнет места назначения. Именно для таких случаев традиционный оборотный коносамент сохраняет свое важное значение, поскольку обладание им позволяет конечному покупателю получить от перевозчика товар в месте назначения. Это осуществляется путем передачи перевозчику оригинала коносамента в обмен на товар. При отсутствии намерения осуществить продажу товара во время транзита коносамент может не понадобиться, если право покупателя на получение в месте назначения товара от перевозчика подтверждается иными способами, например, путем ссылки в договоре на Унифицированные правила для морских накладных, покупатель, намеревавшийся продать товар во время транзита имеет право в соответствии с терминами СFR и СІF потребовать от продавца предоставления ему оборотного коносамента.

Покупатель обязан:

• уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара;

• принять поставку товара после его отгрузки и передачи ему коммерческого счета-фактуры и транспортного документа, получить товар от перевозчика в согласованном порту назначения;

• оплатить расходы по выгрузке товара, если они не включены во фрахт.

СFR — стоимость, страхование и фрахт с указанием порта назначения — означает, что продавец несет те же обязанности, что и но условиям СИТЛ, однако он должен обеспечить морское страхование в пользу покупателя от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы.

Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям СIР от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием.

Данный термин может применяться лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В случаях, когда момент перехода товара через поручни судна не имеет практического значения, например при перевозках на условиях ролл-он или ролл-офф либо при перевозках в контейнерах, более целесообразно использовать термин СIР.

В обязанности продавца также включается оплата расходов по погрузке и выгрузке товара, если они не включены во фрахт, а расходы по выгрузке, если они не включены во фрахт, затем возмещаются покупателем.

СPT — фрахт/перевозка оплачены до места назначения - используется всеми видами транспорта и означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения.

Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

При осуществлении перевозки несколькими перевозчиками в согласованном направлении риск гибели или повреждения переходит, когда товар передан в распоряжение первого перевозчика.

Согласно термину СРТ в обязанности продавца входит осуществление необходимой для вывоза таможенной очистки товара. Данный термин может применяться для всех видов перевозки, включая смешанные.

В обязанности продавца также включаются оплата расходов по погрузке и выгрузке товара, если они не включены во фрахт, а расходы по выгрузке, если они не включены во фрахт, затем возмещаются покупателем.

СIР — фрахт/перевозка и страхование оплачены до места назначения — означает, что продавец несет те же обязанности, что и определенные термином СРТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховые взносы. Покупатель должен принять к сведению, что согласно термину СIР от продавца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.

Согласно данным условиям продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин может использоваться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Расходы но погрузке и выгрузке распределены согласно условию СРТ.

Термины категории D означают доставка.

DAT — поставка на терминале — используется всеми видами транспорта и означает, что обязанности продавца по поставке товара считаются выполненными, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или месте назначения.

Терминал включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения.

Продавец обязан:

• в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-инвойс, а также любое иное доказательство соответствия товара условиям договора купли-продажи, которое может потребоваться по условиям договора;

• любой документ может быть заменен эквивалентной электронной записью или процедурой, если это согласовано сторонами или является обычным;

• если потребуется, за свой счет и на свой риск получить экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара и его транспортировки через любую страну до поставки товара;

• за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного терминала в согласованном порту или месте назначения. Если определенный терминал не согласован или не может быть определен, исходя из практики, продавец может выбрать наиболее подходящий для его целей терминал в согласованном порту или в месте назначения;

• разгрузить товар с прибывшего транспортного средства и поставить его в распоряжение покупателя путем предоставления на поименованном терминале, в порту или в месте назначения в согласованную дату или период.

Покупатель обязан:

• уплатить цену товара, как это предусмотрено в договоре купли-продажи;

• если потребуется, получить на свой риск и за свой счет импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара;

• у покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки;

• оплатить:

— все относящиеся к товару расходы с момента его поставки;

- все дополнительные понесенные продавцом расходы, если покупатель не выполнил свои обязанности или не передал извещение, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора;

- если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, а также но оплате налогов, пошлин и иных сборов, уплачиваемых при ввозе товара.

DAP — поставка в месте назначения — означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец песет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.

Сторонам рекомендуется наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец. Последнему рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, то он не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.

DAP требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца выполнение термина DDP, таможенных формальностей для ввоза, уплату любых импортных пошлин и выполнение иных таможенных формальностей для ввоза, целесообразно использование термина DDP.

Продавец обязан:

• в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-инвойс, а также любое иное доказательство соответствия товара условиям договора купли-продажи, которое может потребоваться по условиям договора;

• любой документ может быть заменен эквивалентной электронной записью или процедурой, если это согласовано сторонами или является обычным;

• если потребуется, за свой счет и на свой риск получить экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара и его транспортировки через любую страну до поставки товара;

• за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного места назначения или до согласованного пункта, если такой имеется в поименованном месте назначения. Если определенный пункт не согласован или не может быть определен, исходя из практики, продавец может выбрать наиболее подходящий для его цели пункт в поименованном месте назначения;

• поставить товар путем предоставления его в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном пункте, если такой имеется, в поименованном месте назначения в согласованную дату или период;

• нести все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки.

Покупатель обязан:

• уплатить цену товара, как это предусмотрено в договоре купли-продажи;

• если потребуется, получить на свой риск и за свой счет импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара;

• у покупателя пет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки;

• оплатить:

- все относящиеся к товару расходы с момента его поставки;

— все расходы по разгрузке, необходимые для принятия товара с прибывшего транспортного средства в поименованном месте назначения, если по договору перевозки такие расходы не возлагаются на продавца;

— любые дополнительные расходы, понесенные продавцом вследствие невыполнения покупателем обязанностей или непредставления извещения, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора;

— если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, а также по оплате налогов, пошлин и иных сборов, уплачиваемых при ввозе товара.

DDP — поставка с оплатой пошлин с указанием места назначения — используется всеми видами транспорта и означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с транспортировкой товара, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. В то время как согласно термину EXW на продавца возлагается минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца.

Данный термин не может использоваться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

При выборе базисных условий поставки грузов по внешнеторговым сделкам необходимо учитывать специфические особенности различных базисных условий.

Так, термин EXW (с завода) возлагает на продавца минимальные обязательства, поскольку продавец обязан предоставить товар на своем предприятии. Однако продавец часто помогает покупателю погрузить товар на транспортное средство, предоставленное покупателем. Но это должно быть отражено в договоре купли-продажи. Согласно этому термину отсутствует какая-либо обязанность для любой из сторон в отношении каких-либо действий, касающихся экспорта.

Вместе с тем существует обязанность покупателя выполнять все таможенные формальности, требуемые для вывоза и ввоза, а продавец должен оказывать содействие в этом. Покупатель возмещает продавцу все расходы, связанные с совершением такого содействия.

Ни одна из сторон не имеет каких-либо обязательств в отношении другой стороны по заключению договора перевозки и страхования. Однако, если в намерение покупателя входит перевозка товара из местонахождения продавца, он обязан за свой счет обеспечить перевозку и страхование груза.

Хотя по условиям терминов категории F в обязанности продавца входит обеспечение необходимого подвоза для доставки товара в согласованный пункт для его передачи перевозчику, обеспечение основной перевозки входит в обязанности покупателя. Однако пункт, в который стороны предполагают осуществить поставку согласно термину FCA (см. Инкотермс-2000), вызывал затруднения из-за широкого разнообразия обстоятельств, которые могут встречаться в договорах, заключенных с этим термином. Так, товар может быть погружен на транспортное средство, присланное покупателем, чтобы забрать товар из помещений продавца; в другом случае товар может нуждаться в разгрузке с транспортного средства, присланного продавцом для доставки товара на терминал, названный покупателем. Инкотермс-2010 учитывают эти варианты, оговаривая, что в случае, когда местом, названным в договоре в качестве места доставки, является помещение продавца, поставка завершена, когда товар погружен на транспортное средство покупателя, а в других случаях поставка завершена, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя без разгрузки с транспортного средства продавца.

Пункт поставки в соответствии с термином FOB, который совпадает с пунктом поставки по терминам CFR и CIF, остался без изменений в новых Инкотермс-2010. Хотя понятие по термину FOB — доставить товар за поручни судна — сейчас может казаться во многих случаях неподходящим, оно, тем не менее, понимается торговцами и применяется с учетом товара и имеющихся погрузочных устройств.

Термины категории С возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего термина этой категории. В соответствии с терминами CIF и CIP продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию.

В природе договоров отгрузки заложено, что, в то время как обычные транспортные расходы за перевозку товара по обычному маршруту и обычным способом до согласованного места должны оплачиваться продавцом, покупатель несет риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имеющих место после того, как товар был должным образом доставлен для перевозки. Таким образом, термины категории С отличаются от всех других терминов тем, что продавец должен организовать транспорт и нести расходы согласно договору перевозки, а также учитывают переход рисков. По этой причине максимальная осторожность должна быть соблюдена при добавлении продавцу обязательств, которые возлагаются на него после перехода риска.

Сущностью терминов категории С является освобождение продавца от любых дальнейших рисков и расходов после того, как он должным образом выполнил договор купли-продажи, заключив договор перевозки, передав товар перевозчику и обеспечив страхование в соответствии с терминами CIF и CIP.

Если продавец должен обеспечить договор перевозки, который включает в себя оплату пошлин, налогов и других сборов, такие расходы возлагаются на продавца в той степени, в какой они приписаны ему согласно договору. В Инкотермс-2010 это четко сформулировано в условиях всех терминов категории С Если заключается несколько договоров перевозки, связанных с перегрузкой товара в промежуточных пунктах для достижения согласованного места назначения, продавец должен оплачивать все эти расходы, включая любые возникающие расходы при перегрузке товара с одного транспортного средства на другое. Однако если перевозчик использовал свои права (согласно договору перевозки), чтобы избежать непредвиденных препятствий (например, лед, забастовки, трудовые нарушения, правительственные постановления, война или военные действия), тогда все дополнительные расходы, вытекающие из этого, будут отнесены на счет покупателя, так как обязательство продавца ограничено обеспечением обычного договора перевозки.

Существует только два термина, связанных со страхованием, — CIF и CIP. В соответствии с этими терминами продавец обязан обеспечить страхование в пользу покупателя. В некоторых случаях стороны сами решают, желают ли они застраховать себя и в какой степени.

Термины категории D по природе отличны от терминов категории С, так как в соответствии с терминами D продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места. Таким образом, термины категории D означают договоры доставки, в то время как термины категории С говорят о договорах отгрузки. В соответствии с терминами категории D (за исключением DDP) продавец не обязан доставлять товар, очищенный для импорта в стране назначения.

Для уточнения обязанностей по оплате пошлин в статьи соответствующих терминов в Инкотермс-2010 добавлены слова "если это потребуется", чтобы термины использовались без какой-либо двусмысленности в случаях, когда таможенные процедуры не нужны. Обычно желательно, чтобы таможенная очистка была организована стороной, постоянно проживающей в стране, в которой должна происходить эта очистка, или, по крайней мере, кем-либо, действующим от имени этой стороны. Таким образом, экспортер обычно проводит таможенную очистку для экспорта, а импортер — для импорта.

В соответствии с термином DDP продавец отдельно соглашается сделать то, что вытекает из самого названия термина — поставлено с оплатой, а именно очистить товар для импорта и оплатить любые вытекающие из этого пошлины.

Экономическая эффективность доставки грузов в смешанном сообщении с использованием транспортной логистики

Определение экономической эффективности международных связей необходимо для обоснования предложений о продаже и закупке товаров, выбора вариантов внешней торговли и оценки результатов намечаемых проектов, выбора наиболее эффективной товарной структуры экспорта, импорта и географических направлений с целью оптимизации структуры международных связей.

До начала рыночных преобразований в нашей стране министерствам и ведомствам для проведения расчетов и анализа эффективности международных связей рекомендовалось использовать положения, содержащиеся в Методике определения эффективности внешнеэкономических связей СССР, одобренной постановлением Госплана СССР от 25 февраля 1980 г. Предлагаемая в названном документе методика основывалась на расчете себестоимости перевозок и позволяла решать задачи распределения грузопотоков. В настоящее время стоит другая задача — привлечение грузопотоков. Поэтому при оценке эффективности перевозчикам необходимо исходить из интересов клиента и получать дополнительную прибыль за счет предложения гибких схем обслуживания и повышения эффективности собственной деятельности.

В условиях рыночной экономики эффективность того или иного варианта перевозки является важнейшим принципом выбора основного перевозчика. При выборе варианта доставки недостаточно сравнивать только затраты на перевозку. Необходимо учитывать также качество транспортного обслуживания (срочность доставки, надежность, сохранность, доставка "точно в срок", комплексность транспортного обслуживания по схеме "от двери до двери"), эффективность работы экспедиторских фирм, уровень безопасности и экологичности транспорта и т.п.

Для расчета экономической эффективности доставки грузов в международном сообщении сопоставляются ее результаты и затраты за весь путь перевозки по формуле

где Вч — чистая выручка от экспорта товара; Зэ — суммарные затраты на производство, транспортирование, выплату налогов, покрытие убытков от задержки исполнения контракта, а также затраты обратной связи; Ккв — коэффициент кредитного влияния, отражающий обесценение валютной выручки (в расчетах принимают равным 0,8).

Величина чистой выручки от экспорта товара определяется по формуле

где Ц — отпускная цена производителя за единицу товара; (} — количество товара, на которое заключен контракт; Зп — затраты на производство; 3„ — затраты на выплату налогов; Зт — затраты на транспортирование (с учетом страхования).

Суммарные затраты рассчитываются по формуле

где У — убытки от задержки исполнения контракта; Д3||(ггр — затраты обратной связи, т.е. затраты, которые не учитываются в балансах, но возникают у потребителя транспортных услуг в зависимости от уровня качества транспортного обслуживания (образование сверхнормативных запасов, использование дополнительных посредников и др.). Их принимают равными 3, 5 и 10% тарифа соответственно на авто-, железнодорожном и морском транспорте.

Убытки от задержки исполнения контракта можно определить следующим образом:

где Z — коэффициент, учитывающий оплату банковских краткосрочных кредитов под грузы в пути с учетом риска (10%); СдГ — срок доставки груза.