Организация как субъект налогового права

Понятие "организация" имеет достаточно широкое значение. Но современная законодательная практика и юридическая наука выработала специфическое назначение термина "организация"[1]. Так, ст. 48 ГК РФ указывает, что юридическим лицом признается организация, которая обладает известными признаками. Исходя из этого, очевидно, что понятие организации значительно шире понятия юридического лица. В литературе по вопросам гражданского права под организацией понимается коллективное образование, обладающее организационным единством.

В литературе распространено мнение, что участие в правоотношениях общественных образований (организаций) облекается в правовую форму юридического лица тогда, когда они выступают как субъекты права различных отраслей права, но не осуществляют организационно-властных функций[2]. Этот вывод относительно универсальности конструкции юридического лица в российской системе права далеко не в полной мере может быть применен к сегодняшнему состоянию законодательства. В этом отношении налоговое право и законодательство о налогах и сборах являются показательным примером.

Так, ст. 9 НК РФ называет в качестве участников налоговых отношений организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и (или) плательщиками сборов, или налоговыми агентами. Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что под организациями в налоговом законодательстве понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Из данного пункта ст. 11 НК РФ видно, что по крайней мере три вида образований, не обладающих статусом юридического лица, рассматриваются действующим налоговым законодательством РФ в качестве полноправных участников налоговых отношений (субъектов налогового права). К таковым следует отнести:

1) компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и не обладающие статусом юридического лица;

2) филиалы и представительства юридических лиц, созданные на территории иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств[3];

3) филиалы и представительства международных организаций.

Особый интерес представляет вопрос о налоговой правосубъектности филиалов и других обособленных подразделений российских организаций. В действующем НК РФ фактически закреплены серьезные различия в правовом положении филиалов, представительств российских юридических лиц и филиалов, представительств иностранных компаний, международных организаций.

В соответствии со вступившим в действие с 1 января 1999 г. НК РФ филиалы представительства и иные структурные подразделения российских юридических лиц не являются самостоятельными налогоплательщиками. Статья 19 НК РФ устанавливает, что в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В части второй НК РФ это правило конкретизируется. Например, в ст. 288 НК РФ закрепляется порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль по месту нахождения их обособленных подразделений.

Специфическим образом определяет понятие обособленного подразделения организации и. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нес подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Таким образом, понятие обособленного подразделения организации в ПК РФ способно охватить по своему смыслу функционирующие филиалы и представительства российских организаций. Филиалы и представительства российских организаций (обособленные подразделения) в отличие от филиалов и представительств иностранных и международных организаций сами по себе формально не признаются организациями, а значит, не могут выступать самостоятельными налогоплательщиками.

Между тем несовпадение по смыслу понятия "организация" с понятием юридического лица (хотя это несовпадение и объясняется главным образом юридико-техническими причинами взаимосвязанными с механизмами привлечения к налогообложению иностранных налогоплательщиков) заставляет выделить ряд общих признаков организации в налоговом праве. К ним относятся:

во-первых, определенная степень организационной обособленности. Организационная обособленность является обязательным признаком и любого юридического лица. Но законодательство о налогах и сборах предъявляет к коллективным образованиям не столь жесткие требования к организационной обособленности, в отличие от законодательства гражданского. Коллективное образование может одновременно выступать как неотъемлемая часть другой, более крупной организации (юридического лица), и это само по себе не исключает возможности признания за данным коллективным образованием налоговой правосубъектности (например, филиалы и представительства иностранных компаний – ст. 11 НК РФ);

во-вторых, определенная степень имущественной обособленности организации, позволяющая ей самостоятельно или как обособленному подразделению сложной организации выступать в налоговых отношениях. Далеко не любая имущественная обособленность является показателем того, что перед нами субъект налогового права, но определенная степень или мера этой имущественной обособленности является основой налоговой правосубъектности. Обособление имущества проявляется различно в различных общественных образованиях. Даже степени имущественной обособленности у разных видов юридических лиц могут существенно различаться[4]. Хозяйственные общества и товарищества обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия – лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Обособление имущества филиалов и представительств, хотя и не имеет значения с гражданско-правовых позиций, поскольку последние не являются субъектами вещных прав, но как экономическое явление существует, что отражается при ведении бухгалтерского учета и, в частности, подтверждается наличием у многих филиалов и представительств отдельного баланса.

Наличие собственного (отдельного) балансового учета доходов и расходов является важнейшими внешними показателями налоговой правосубъектности организации. Сущность любого бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. Через бухгалтерские счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности, выбору дальнейшей стратегии развития организации. Достигается эта цель путем составления бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает состав имущества конкретного субъекта по его видам, составу, функциональной роли и источникам формирования в процессе воспроизводства общественного продукта[5], но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить эффективность экономической деятельности организации, финансовый результат этой деятельности. С другой – бухгалтерский баланс – одна из форм периодической и годовой отчетности. Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение в отчетности, которую используют как органы управления организации, так и иные лица, в том числе органы налогового контроля при выполнении своих основных задач. Таким образом, отдельный баланс выступает как наглядный показатель определенной степени имущественной обособленности общественного образования.

В последнее время вопрос о трактовке понятия "организация" в налоговом праве приобретает дополнительное значение. Федеральным законом от 16.11.2011 № 321-Φ3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" внесены изменения в НК РФ, в соответствии с которыми определяется статус особого субъекта – "консолидированная группа налогоплательщиков". Это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. С 1 января 2012 г. налогоплательщики, соответствующие требованиям ст. 25.2 НК РФ, могут создавать консолидированные группы налогоплательщиков. Хотя права и обязанности от имени консолидированной группы налогоплательщиков и реализует лишь один из ее участников – ответственный участник, сама конструкция налоговой консолидации предполагает признание особого сложного коллективного субъекта в качестве группы, которой и вменяются определенные налоговые права и обязанности и но отношению к которой и определяется совокупный финансовый результат в целях взимания налога на прибыль.