Значение и смысл слова (знака)

Понятие "смысл" является весьма многозначным. Наиболее распространенными синонимами являются: 1) понимание, возможность мышления (смысл жизни, поиски смысла) и 2) значение (ситуации, знака, слова). Подробный обзор подходов к пониманию смысла приведен в монографии Д. А. Леонтьева "Психология смысла" (Леонтьев, 1999).

Рассматривая значение, личностный смысл и чувственную (органы чувств. – В. С.) ткань сознания как образующие сознания, А. Н. Леонтьев (Леонтьев, 1983, т. 2) выделяет выполняемые ими функции.

1. "Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности" (там же, с. 171-172).

2. Функция значений заключается в культурном структурировании чувственных образов сознания: "Когда в психическое отражение мира индивидуальным субъектом вливаются идеализированные в значениях продукты общественно-исторической практики, то они приобретают новые системные качества" (там же, с. 179).

3. Введение понятия "личностный смысл" обусловлено необходимостью учитывать при психологическом анализе значений их функционирование, с одной стороны, в системе общественных отношений, общественного сознания, с другой – в деятельности отдельного человека, в его индивидуальном сознании: "...функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла – этого для-себя-бытия конкретного субъекта" (там же, с. 183).

Словосочетание "хороший ученик" имеет одно и то же значение для учителя физвоспитания и математики. Но если попросить их перечислить хороших учеников, т.е. прояснить частично смысл этого словосочетания, очень часто список будет различаться.

Р. М. Фрумкина (Фрумкина, 2001), рассматривая проблему полисемии (множественности значений одного и того же слова, знака) считает, что смысл (по Р. М. Фрумкиной – конкретное понимание) выявляется с помощью контекста (конкретной ситуации употребления или восприятия знака). В качестве примеров она рассматривает "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, в котором смысл слова объясняется через функцию и конкретные примеры, и разработки австралийской исследовательницы естественного семантического языка (ЕСМ) Анны Вежбицкой, с помощью которого предполагается создать стандартизированный способ описания смыслов слов и их межкультурных сопоставлений. Р. М. Фрумкина особо отмечает, что в обоих подходах (в отличие от научных и учебных определений) смысл слова не описывается совокупностью одних признаков и отсутствием других. При овладении языком (знаковой системой) смысл слова (знака) как имени предмета дополняется через категоризацию (отнесение к классу предметов) и другие связи систем значений.

В работе E. Ю. Артемьевой (Артемьева, 1999) на основе большого количества экспериментальных данных описываются следующие фазы генеза смысла при восприятии объекта:

1) "осознание самой общей коннотативной составляющей его [объекта] “старого”, хранимого в субъективном опыте смысла – актуализация смысла" (там же, с. 160);

2) актуализированная смыслом настройка сенсорных систем па "вычерпывание" определенного типа информации; E. Ю. Артемьева считает, что на этом этапе происходит формирование чувственной ткани;

3) поаспектный анализ [уже сформированной чувственной ткани], заканчивающийся категоризацией (приписыванием объекту понятия).

Важнейшим способом присвоения смыслов Е. Ю. Артемьева считает их транслирование при обучении [добавим: и при любой другой коммуникации]. При этом понимается не любое усвоение материала, а то, что происходит при взаимодействии субъективных опытов обучаемого и обучающего, "если объекты учебного курса становятся для него [обучающегося] “своими”, личностно значимыми, если они вводятся в субъективный опыт" (там же, с. 165).

В наших работах (Серкин, 1988, 2005) генез и функционирование смыслов рассматриваются как обусловленные образом мира субъекта. При актуальном функционировании образ мира является индивидуальной прогностической моделью будущего (мира), которая лишь уточняется данными непосредственного восприятия. Соответственно, смысл заложен не в самом объекте восприятия, а предшествует процессу восприятия, направляет и организует его и уточняется с помощью восприятия.

Д. А. Леонтьев (Леонтьев, 1999) предлагает считать понятие "смысл" родовым по отношению к понятию "значение". Такая точка зрения обосновывается тем, что наиболее глубинные структуры субъективного опыта человека представлены ему именно в виде смысловых отношений.

Основная часть экспериментальных данных по изучению познавательных процессов и экспериментальных данных методов субъективной семантики и психосемантики основаны именно на результатах группового (общественного) описания стимула (его значения), что заставляет нас придерживаться в интерпретации и генерализации результатов линии анализа значения, начатой Л. С. Выготским, и выбрать для дальнейшего описания термин "значение". Сложность интерпретации результатов экспериментальных исследований определяется тем, что каждый испытуемый оценивает "значение для себя" (ближе к понятию "смысл"), а в групповых результатах статистически выделяются интерсубъективные характеристики оценки (ближе к понятию "значение"). Таким образом, понятие "смысл" было бы более правильно употреблять при работе с индивидуальными результатами, а понятие "значение" – при работе с групповыми.

Системы эталонов

Ряд авторов (Запорожец, 1986; Венгер, 1969 и др.) указывает, что значения формируются в результате использования ребенком для анализа окружающего мира систем сенсорных (эталоны чувственного различения и сличения) и операциональных эталонов (эталоны двигательных различений и сличений). По аналогии нами выдвинуто предположение о существовании определенных для культурной общности и онтогенетического усвоения систем эмоциональных эталонов, как систем образцов отношений и выражений отношения к различным явлениям и характеристикам явлений (например, улыбка при встрече с приятным человеком, крик для привлечения внимания) и систем сценарных эталонов, как систем образцов поведения в типичных бытовых и жизненных ситуациях (например, движения и действия умывания, процедура воскресного семейного обеда).

Под сенсорными эталонами понимается ряд качеств, выделенных в результате опыта человечества из всего многообразия доступных восприятию сторон действительности, а под операциональными эталонами – нормативные способы (схемы) действия, позволяющие наиболее адекватным путем достигать практические или познавательные цели. Соответственно, определим эмоциональные эталоны как нормативные способы выражения и понимания состояний человека, принятые в данной культуре, социуме; сценарные эталоны – как нормативные способы решения типичных ситуативных проблем.

Прижизненное усвоение систем сенсорных, операциональных, эмоциональных и сценарных эталонов обуславливает их различия в различных культурах, профессиональных группах, средах, географических зонах и др.