Организация страхового аудита

Аудит, или аудиторская деятельность, – предпринимательская деятельность, направленная на независимую проверку бухгалтерского учета и отчетности организаций и предприятий.

Целью аудита любой организации, и в том числе страховой, является установление достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствия совершенных ею финансовых операций нормам законодательства.

Нормативная база

• Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ "Об аудиторской деятельности";

• приказ Минфина России от 20.05.2010 .№ 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности".

Деятельность страховщиков направлена на предварительный сбор страховых премий со значительного количества страхователей, с тем чтобы в дальнейшем при наступлении страховых случаев произвести страховые выплаты. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами.

Обратите внимание!

Независимый страховой аудит направлен на определение финансовой устойчивости страховой организации, установление соответствия совершенных ею хозяйственных и финансовых операций законодательству, а также на подтверждение правильности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности.

В ходе аудита у страховых организаций проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховщиков. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.

Специфические черты аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых операций и, как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.

Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику, в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности и правил страхования. Кроме того, проверкой должно быть установлено соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, а также проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

Обратите внимание!

Так как страховая деятельность требует лицензирования, то в страховой организации аудитор прежде всего должен проверить наличие у страховщика документов, разрешающих ему заниматься страховой деятельностью, и соответствие их законодательству.

Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховщика должны учитываться при проверке правильности применения плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.

Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) уделяется значительное внимание.

Специфика страхования обусловливает необходимость образования у страховых организаций специальных страховых резервов. В ходе проверки следует установить обоснованность и соответствие сформированных страховых резервов принятым обязательствам, соблюдение условий размещения (инвестирования) страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора.

Существенные особенности у страховщиков имеет состав расходов, что определяет и отличия в формировании финансовых результатов.

Страховым законодательством установлены жесткие требования по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В связи с этим особого внимания от аудитора требует проверка платежеспособности страховой организации – соблюдения ею нормативного соотношения активов и обязательств, требований о максимальной ответственности по отдельному риску.

Аудит страховых организаций включает следующие структурные части:

• аудит правовых аспектов деятельности страховой организации.

Предполагает проверку наличия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. Важно обратить внимание на правильность отражения изменений в уставе страховой компании, касающихся состава учредителей, ее организационно-правовой формы, юридического адреса и т.д. Эти изменения должны быть правильно оформлены (наличие протокола собрания, которое приняло соответствующее решение, регистрация этих изменений в установленном законодательством порядке). Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан информировать орган страхового надзора. Большое внимание необходимо уделить проверке полноты и своевременности оплаты уставного капитала. Аудитору следует сопоставить величину уставного капитала, отраженную в пассиве бухгалтерского баланса и в уставе страховой компании (она должна быть одинакова), проверить правильность оплаты уставного капитала и оформления изменений, вносимых в учредительные документы при изменении размера уставного капитала.

Необходимо также ознакомиться с подлинниками лицензий на право осуществления страховой деятельности, обращая особое внимание на даты выдачи лицензии и начала заключения договоров страхования, поскольку осуществлять страховые операции, т.е. заключать договоры страхования, можно лишь после получения лицензии.

Аудитору следует обратить внимание на наличие утвержденных правил по всем используемым страховщиком видам страхования и сопоставить с ними условия заключаемых договоров страхования;

• аудит доходов.

Основное место среди доходов страховщиков обычно занимают страховые премии. В ходе аудита устанавливается правильность начисления страховых премий и законность их оприходования в кассу или зачисления на расчетный счет (проверяются наличие договора страхования с лицом, уплатившим премии; соответствие поступивших и исчисленных страховых премий, сроков действия договора и даты перечисления средств и т.д.), правильность отражения в бухгалтерском учете платежей по страхованию и перестрахованию, достоверность отражения страховых премий в отчете о прибылях и убытках.

Доходы от инвестиционной деятельности должны быть в полном объеме отражены на счете учета прочих доходов. Кроме полноты отражения инвестиционных доходов следует проверить правильность уплаты с них налогов, так как отдельные виды доходов облагаются у источника их выплаты, а другие – непосредственно в страховой организации. Различны и ставки налогообложения. Поэтому в ходе проверки аудитор должен обратить на это пристальное внимание.

Доходы от иной деятельности включают поступления, непосредственно не связанные со страховыми операциями, например прибыль от реализации основных средств, доходы от сдачи имущества в аренду, комиссионное вознаграждение страховщика как агента другой страховой организации и пр. Специфика доходов этой группы состоит в том, что они подлежат обложению НДС;

• аудит расходов.

Основной статьей расходов страховой организации, как правило, являются страховые выплаты. К ним относятся расходы страховой организации, осуществленные при наступлении страхового случая не только по договорам страхования, но и по договорам, принятым в перестрахование. Аудитором проверяется обоснованность и законность осуществления страховых выплат: статус договора страхования на момент наступления страхового случая (действовал или нет); правомерность отнесения к страховому случаю произошедшего события; правильность определения размера страховой выплаты и пр.

В состав расходов на ведение дела страховой организации входят как общие затраты, характерные для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы на рекламу, командировки и т.д.), так и специфические, обусловленные особенностями страховой деятельности.

К характерным для страховщиков расходам, в частности, относятся: комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера; оплата услуг специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и др.), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат; расходы на изготовление бланков строгой отчетности и пр.

В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов и их обоснованность. Для этого аудитор обязательно должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления. Например, при осуществлении контроля расчетов со страховыми агентами устанавливается, имеются ли юридические основания для начисления и уплаты комиссионного вознаграждения: наличие доли на комиссионное вознаграждение в структуре тарифной ставки, надлежащим образом оформленного договора, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного вознаграждения страховым агентам и т.д.;

• аудит страховых резервов.

Правильный расчет страховых резервов имеет большое значение как с позиций обеспечения страховщиком предстоящих выплат, так и с точки зрения определения достоверных финансовых результатов. В начале проверки аудитору необходимо удостовериться в наличии документов, на основании которых формируются резервы: Положения о формировании резервов по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни, Положения о формировании и использовании резерва предупредительных мероприятий и т.д.

В процессе проверки необходимо уделить достаточно времени контролю правильности формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. Прежде всего проверяется факт формирования всех обязательных резервов. Расчет страховых резервов должен производиться исходя из данных, отраженных в журнале учета заключенных договоров страхования и журнале учета убытков. Поэтому необходимо проконтролировать их наличие и правильность ведения. Аудиторские проверки показывают, что часто в журналах заполняются не все предусмотренные графы, они содержат неполную информацию, так как ведутся с временными перерывами, а нередко и вовсе отсутствуют. Все это затрудняет проверку обоснованности и правильности формирования того или иного резерва.

При проверке правильности формирования резерва незаработанной премии следует обратить внимание на правильность определения базовой страховой премии; правомерность отнесения того или иного договора страхования к соответствующей учетной группе; последовательность соблюдения выбранной методики расчета; срок страхования, который указывается при расчете резерва.

Проверка резерва произошедших, но незаявленных убытков предполагает проверку правильности исчисления базовой страховой премии, заработанной премии, отнесения убытка на соответствующий квартал, правомерность выбранного метода расчета резерва.

В процессе аудита резерва заявленных, но неурегулированных убытков, следует проверить обоснованность формирования резерва (наличие всех документов, относящихся к договорам, по которым заявлены, но не урегулированы убытки), правильность его образования именно в таком размере.

Аудит резерва предупредительных мероприятий предполагает проверку наличия доли на этот резерв в структуре страхового тарифа, правил формирования и использования резерва предупредительных мероприятий, соответствие мероприятий, финансируемых за счет резерва, разрешенным.

В составе годового бухгалтерского отчета предусмотрены отчеты о страховых резервах, проверка которых предполагает как анализ применяемых методов формирования резервов и их размещения, так и соответствия фактически созданных резервов их заданным показателям.

Аудиторская проверка страховщика заканчивается написанием аудиторского заключения, содержащего немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности страховой организации. Немодифицированное мнение аудитор высказывает в том случае, когда бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение аудируемого страховщика и результаты его финансовой деятельности. Модифицированное мнение может быть выражено аудитором при наличии существенных искажений в отчетности аудируемой страховой организации или при ограничении объема аудита (невозможность получения аудиторских доказательств в полном объеме).

Выводы по главе

Налогообложение страховой организации подчиняется общим требованиям Н К РФ, однако специфика ее деятельности накладывает отпечаток на исчисление и порядок уплаты налогов.

Важнейшим для страховой компании является налог на прибыль, исчисление которого также подчинено общим правилам, но имеет свою специфику.

Страховые организации обязаны вести бухгалтерский учет всех фактов хозяйственной жизни и составлять бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность. Предусмотрено раздельное ведение учета операций по страхованию жизни и операций по страхованию иному, чем страхование жизни. Главный бухгалтер страховой организации должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, стаж работы в страховании от двух лет и стаж работы в бухгалтерских службах от трех лет. Особый порядок установлен для учета страховых операций, которые включают в себя: начисление страховых премий и их получение; выплату страхового возмещения; операции по передаче и приему рисков в перестрахование; учет страховых резервов. Страховые организации представляют отчетность не только по российским нормам законодательства, но и по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

В связи со спецификой деятельности российское законодательство обязывает страховщиков проходить аудиторскую проверку финансового учета и отчетности ежегодно до представления отчетности в соответствующие органы. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на независимую проверку учета и отчетности организации. Аудиторскую проверку страховщиков осуществляют аудиторские организации, состоящие в саморегулируемой организации аудиторов и имеющие в штате сотрудников с квалификационным аттестатом аудитора на право проведения аудита страховщиков. Аудиторские правила формулируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита и определяют основные принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы при проведении проверки. Аудитор при проверке страховой организации особое внимание должен обратить на правильность формирования и учет финансовых результатов деятельности страховой организации, правомерность формирования страховых резервов и на показатели финансовой устойчивости страховщика. Итогом аудиторской проверки является аудиторское заключение.