Организация работы психолога-консультанта в организации

Необходимость создания психологической консультации осознается все большим количеством работодателей. Психологическая консультация в организации может входить в структуру отдела по работе с персоналом, но может быть и независимой структурной единицей.

Для обеспечения эффективной работы консультанта важно тщательно продумать пространственно-временные параметры организации психологической консультации. Успех консультации во многом обеспечивается умелым созданием "хронотопа вагонного попутчика" [1], основными параметрами которого являются:

1) небольшое замкнутое помещение; 2) два (или более) людей остаются наедине в этом помещении; 3) у них есть четко определенное время, в течение которого они будут наедине; 4) эти люди знают, что после окончания этого времени больше никогда друг друга не увидят. Первые три параметра хронотопа обеспечиваются организацией пространства и времени консультации, последний — выполнением этического принципа о разделении личных и консультативных отношений.

"Хронотоп вагонного попутчика" назван так потому, что впервые был описан на примере проезда в купе скорого поезда. Вспомните, когда вы ездили в поезде: маленькое купе, в котором от двух до четырех человек — "случайных попутчиков" — вынуждены находиться определенное время (например, восемь часов), при этом они знают, что после окончания поездки, скорее всего, больше никогда друг друга не встретят. Хронотоп создает эффект внезапной искренности, когда совершенно незнакомому человеку вдруг рассказываешь очень интимные вещи, которые не рассказывал больше никому.

Пространственная организация консультации. Для организации психологической консультации очень важен правильный выбор места. Для обеспечения конфиденциальности для сотрудников кабинет психологической помощи не должен быть на виду у всех. Лучше всего, если это будет отдельно стоящее здание или удаленное крыло здания, в котором находится организация. Желательно разместить кабинет психолога на первом этаже. Это должно быть тихое место, вдали от кабинетов руководящих сотрудников.

Необходимо также учесть ряд требований к обстановке кабинета психологической консультации, которые важны для создания атмосферы доверительного общения. Требования к обстановке консультации следующие [2].

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения. В кабинете необходимо обеспечить хорошую звукоизоляцию, например установить двойные двери или двери с тамбуром, пластиковые рамы.

2. Размер помещения для консультации не должен быть очень большим, но в то же время не должно быть ощущения тесноты. Размер помещения 10—12 м2 вполне достаточен. Если же помещение больше, можно разбить его на зоны (консультативная зона и рабочая зона психолога, отгороженная ширмой или перегородкой).

3. Цветовое оформление консультации должно быть выполнено в мягких пастельных тонах, не рекомендуются яркие цвета, особенно красный. Для стен подходят бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый, персиковый цвета. Для мебели, портьер хороши сочетания зеленого, голубого, бежевого, светло-желтого цветов. Такое цветовое оформление интерьера обеспечивает адаптацию клиента и дальнейшее вхождение в контакт.

4. Хорошо, если в кабинете будут растения или аквариум.

5. Не допускается наличие в кабинете консультации посторонних и личных предметов: личных фотографий, икон (если только консультация не является православной), восточных талисманов и ароматических палочек, предметов, демонстрирующих принадлежность консультанта к какой-либо политической партии и т.д. Наличие личных предметов консультанта является нарушением принципа разграничения личных и консультативных отношений.

6. Необходимые предметы в консультации: два одинаковых не очень мягких кресла (или более двух, если консультант проводит групповые консультации) и журнальный столик между ними. Кресла должны стоять под углом примерно 40° между ними, но не прямо напротив друг друга, чтобы клиент мог отвести взгляд. Фронтальное расположение кресел создает ситуацию конфронтации. Маленький журнальный столик также обеспечивает ощущение безопасности и защищенности для клиента, в то же время не создает барьера, как большой стол. Важно, чтобы кресла для клиента и консультанта были одинаковыми: разные кресла, особенно разная высота спинки, задают различия психологических позиций, а одинаковые кресла задают равное, партнерское общение. Кресла должны располагаться так, чтобы ни клиент, ни консультант не оказались сидящими спиной к двери — такое расположение напрягает и не способствует созданию контакта. В зоне видимости и клиента, и консультанта должны располагаться часы — это могут быть как настольные, так и настенные часы, но важно, чтобы и клиент, и особенно консультант могли их видеть, не поворачивая головы во время беседы. Однако часы не должны располагаться между консультантом и клиентом.

7. Другие предметы, которые необходимо иметь в кабинете психолога: 1) рабочий стол с компьютером для психолога, он может находиться в отдельной рабочей зоне, отгороженной от консультативной зоны; 2) книжный шкаф с книгами и рабочим инструментарием (тестами, методиками), а также обязательно с отделением, запирающимся на ключ (или сейфом) для конфиденциальной документации; 3) музыкальное оборудование, если в консультациях используется медитативная или иная музыка; 4) зеркало — на случай, если заплаканной клиентке необходимо будет привести себя в порядок; 5) чайные и кофейные принадлежности (могут

находиться в шкафу), так как иногда бывает полезно предложить клиенту чашку чая для снятия напряжения.

Примерный план кабинета психолога изображен на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Примерный план кабинета психолога

Временная организация работы психолога. Режим работы психолога-консультанта делится:

• на внешний режим — время для приема клиентов. Это время можно задавать графиком приема, но можно вести запись на время, удобное для клиентов;

• внутренний режим — для других видов деятельности психолога: психодиагностики, обработки результатов и их интерпретации, обсуждения профессиональных вопросов с коллегами, анализа информации, работы над документацией, подготовки к консультации.

Соотношение внутреннего и внешнего режимов консультации примерно 1:1. Таким образом, если рабочий день психолога-консультанта 8 ч, необходимо выделить 4 ч для приема клиентов (собственно консультаций) и 4 ч — для остальных видов работ. Однако такое соотношение может быть нежестким, так как целесообразно один день в неделю выделять для библиотечной и другой подготовительной работы, а приемы распределять на оставшиеся дни. В любом случае, проведение более пяти консультаций за один день не рекомендуется — это может привести к интенсивному выгоранию.

Хорошо, если ведением записи клиентов будет заниматься отдельный человек — секретарь или ассистент психолога. Запись должна проводиться строго конфиденциально, можно не спрашивать у клиентов фамилию, а только имя.

Организация индивидуальной работы психолога-консультанта, исходя из месячной нагрузки (психологи часто работают по 6-дневной рабочей неделе: 26 рабочих дней, 7-часовой рабочий день):

1) подготовка к проведению консультирования — 18 ч (10%);

2) непосредственно работа с клиентами (проведение консультаций) — 90 ч (50%);

3) обработка и анализ результатов тестов, методик — 26 ч (15%);

4) оформление документации (индивидуальной карты клиента и др.) - 14 ч (5%);

5) повышение квалификации (работа в библиотеке, посещение конференций, семинаров, совещаний) — 34 ч (20%).

Одна консультация длится примерно 1 ч. Эти временные рамки необходимо строго соблюдать, так как строго определенное время консультации — один из параметров "хронотопа вагонного попутчика". Клиенту необходимо заранее сообщить длительность консультации и структурировать время консультации так, чтобы уложиться в заданное время.

Взаимодействие психолога с другими специалистами. В процессе консультации могут возникать вопросы, которые психолог не может решить самостоятельно. В этих случаях необходимо обращаться к другим специалистам. Поэтому психолог должен иметь контакты со специалистами, к которым может направить своих клиентов в случае необходимости. Это могут быть:

• юристы — для решения вопросов, в которых необходима юридическая помощь наряду с психологической;

• психиатры и врачи других профилей — для переадресации клиентов с медицинскими проблемами;

• психологи других специализаций — для переадресовки по поводу проблем, с которыми данный психолог не работает.

Понимание границ своей компетентности и умение грамотно осуществлять переадресовку — важный компонент профессиональной компетентности психолога.