Значение положительного имиджа прокурора и адвоката для эффективного использования прямого и косвенного способов убеждения

Имидж личности – это сформированный в психике людей образ определенной личности, который ими оценивается и вызывает положительное или отрицательное отношение, проявляемое в форме позитивного или негативного мнения о данной личности. Этот образ в психике людей возникает прежде всего на основании зрительного и слухового восприятия личности (увидел и услышал человека – и возник его образ) [65. С. 31–41]. С учетом вышесказанного имидж иногда определяется как воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

Понятие "имидж" следует отличать от понятия "статус". Статус – это положение человека в обществе, которое определяется его социальной ролью. Судья, прокурор, адвокат, студент, доцент, профессор, рабочий, мастер, начальник цеха, директор и т.д. – это все статусы. Статус дает ответ на вопрос "кто?", а имидж (образ) отвечает на вопрос "какой?": хороший или плохой, умный или глупый, красивый или нет, приятный или неприятный и т.п.

От имиджа и статуса убеждающего в значительной степени зависит убедительность его аргументов [102. С. 354].

Имидж – это не простой образ, это образ, который человек для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения тех или иных жизненных целей.

"Имиджэто рассказ человека своей внешностью и действиями о себе, который “рассказывается” постоянно, что бы человек в этот момент ни делал, где бы ни находился. Имидж человека выполняет очень важную коммуникативную функциюон “говорит” окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы человек стоит, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежит, каков его характер, темперамент, семейное положение, финансовые возможности, вкус, культура, воспитанность, отношение к людям и многое другое.

Имидж предъявляется человеком постоянно, как неосознанно (рядовой человек), так и вполне сознательно (начальники, учителя, артисты, музыканты, политики, публицисты). Выступающие публично также обычно сознательно культивируют свою манеру поведения в аудитории, свой риторический имидж. Умение формировать собственный имидж необходимо каждому человеку, это важнейший компонент общей культуры личности" [91. С. 4446].

К числу людей, которые должны уметь сознательно предъявлять свой имидж, культивировать имидж успешного оратора, конечно же, следует отнести и судебных ораторов.

Имидж лежит в основе устойчивого впечатления окружающих людей о данной личности, их положительного или отрицательного отношения к ней.

Таким образом, имидж может быть положительным или отрицательным. Положительный имидж вызывает положительное мнение окружающих людей о данной личности и положительное практическое отношение к ней и наоборот.

Как справедливо отмечает доктор психологических наук, профессор А. Ю. Панасюк, "определенное мнение о человеке всегда и обязательно формирует определенную готовность действовать в отношении этого человека. А “готовность” в психологии именуется “психологической установкой” (которая, кстати, не всегда ее владельцем осознается). А эти установки определяют и особенности отношения... сформированное у кого-либо мнение о Вас... создаст у этого человека некоторую установку на Вас, которая определит и практическое отношение его к Вам... Хотите, чтобы люди относились к Вам хорошо,создайте о себе положительное мнение, сформируйте свой позитивный имидж" [66. С. 12].

Итак, положительный или отрицательный имидж личности формирует у окружающих соответственно положительную или отрицательную установку на данную личность и, следовательно, в определенной степени положительно или отрицательно предубеждает окружающих по отношению к данной личности, особенно при интерпретации и оценке ее поступков и высказываний.

Положительный имидж, внушающий присяжным заседателям и председательствующему судье расположение, уважение и доверие, формируется, когда поведение в суде присяжных свидетельствует о благоразумии, здравомыслии, нравственной и профессиональной состоятельности.

Эти качества, формирующие его положительный имидж, имеют особенно важное значение при доказывании правильности и справедливости позиции в условиях информационной неопределенности, т.е. при дефиците или противоречивости доказательств, поскольку, запуская механизмы расположения, уважения и доверия, они снижают критичность слушателей и тем самым повышают убедительность выступления.

Это подтверждается современными данными из области социальной психологии о том, что "слабо аргументированное, плохо обоснованное сообщение может тем не менее быть убедительным. Заслуживающий доверия источник может обойтись и слабо аргументированным сообщением, если аудитория не мотивирована систематически анализировать аргументы" [42. С. 174].

Все это хорошо понимали еще античные риторики. Так, Аристотель отмечал: "Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательства,это разум, добродетель и благорасположение. .. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие" [7. С. 72].

Особенно важное значение для убеждения в условиях дефицита доказательств через механизм доверия Аристотель придавал нравственной характеристике оратора:

"Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, а в тех случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию,и подавно..." [7. С. 19–20];

"... можно убеждать не только посредством речи, наполненной доказательствами, но еще и этическим способом, ведь мы верим оратору, потому что он кажется нам человеком известного склада, т.е. если он кажется нам человеком честным или благомыслящим или тем и другим вместе" [7. С. 42].

О том, что благоразумие, здравомыслие, нравственная и профессиональная состоятельность оратора через механизмы расположения, уважения и доверия позволяют эффективно убеждать профессиональных и непрофессиональных судей, склонять их к своему мнению и таким образом влиять на решение суда, свидетельствует и высказывание русского теоретика судебного красноречия К. Л. Луцкого:

"Благоразумие судебного оратора... бесконечно увеличивает значение остальных его качеств. В трудном и неизменном пути требуется не только расположенный, но и знающий проводник. В ораторе судьи должны видеть здравый смысл и рассудительность, нужно, чтобы он производил впечатление человека серьезного, зрелого умом и размышляющего; человека, в котором уверены, что он ни сам не сможет впасть в ошибку, ни других увлечь в нее. Его влияние в этом случае будет покоиться на прочных основаниях, и выводы его речи будут почти решением для суда" [92. С. 184].

Следовательно, для завоевания расположения, уважения и доверия профессиональных и непрофессиональных судей и склонения их таким образом к своему мнению должно не только быть благоразумным, здравомыслящим, нравственно и профессионально состоятельным человеком, но и уметь своим внешним обликом и манерой поведения показать эти свои достоинства, чтобы произвести на слушателей благоприятное впечатление.

Как отмечал Б. Грасиан в "Карманном оракуле", "иметь достоинство и уметь его показатьдвойное достоинство: чего не видно, того как бы и нет. Сам разум не встретит почтения, коль виду него неразумный" [32. С. 30].

Для формирования положительного имиджа в необходимых случаях оратор должен корректировать или менять свой образ в глазах присяжных заседателей и председательствующего судьи. Социальные психологи отмечают, что "субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей" [5. С. 210].

Разумеется, это умение должно проявляться не только во время прений, но и на более ранних этапах судопроизводства, начиная с формирования коллегии присяжных заседателей.

Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей в целях формирования положительного имиджа называется самопрезентацией, или самоподачей.

В социально-психологической литературе сущность самопрезентации определяется по разному:

"управление впечатлением, которое инициатор производит на целевую персону, с целью поддержания или усиления своего влияния на нее" [84. С. 96, 251];

"акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам" [57. С. 106, 747];

"процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей" [100. С. 136];

"самопрезентация имеет отношение к стремлению создать свой желаемый образ как у внешней аудитории (у окружающих), так и у внутренней (у себя самого). Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим" [57. С. 123];

"самопрезентациябазовый аспект существования человека в обществе, посредством которого он дает другим понять, каков он (или кем бы он хотел, чтобы его считали), человек создает впечатление о себе своими словами, невербальным поведением и поступками" [11. С. 537].

Исходя из того что управление впечатлением окружающих людей о своей личности осуществляется при помощи различных вербальных, паравербальных и невербальных средств общения и этот процесс в конечном итоге направлен на формирование положительного имиджа, корректировку и изменение своего образа у других людей, представляется, что сущность этого социально-психологического процесса можно определить следующим образом: самопрезентация (самоподача)способ формирования личностью своего положительного имиджа, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей при помощи различных вербальных, паравербальных и невербальных средств общения.

К вербальным (словесным) и паравербальным (паралингвистическим) средствам общения относятся язык, речь (использование языка для достижения цели общения), сопутствующие речи паузы, темп речи, ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность и другие особенности).

К невербальным средствам общения, которые используются для формирования положительного имиджа личности, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей, относятся рост, телосложение и другие особенности физического облика личности, выражение глаз, направление взгляда, мимика (выражение лица), пантомимика (поза, осанка, положение головы, жесты – движения рук и пальцев), одежда, ее стиль (манера одеваться), прическа, усы, борода, использование украшений, косметики и других вспомогательных средств общения, обеспечивающих визуальную привлекательность и подчеркивающих или скрывающих признаки пола, возраста, статуса, особенности телосложения.

В суде с участием присяжных заседателей самопрезентация с использованием адекватных ситуации общения невербальных, вербальных и паравербельных средств общения представляет собой своеобразный социальный макияж, направленный на формирование положительного имиджа, достойного высокого социального статуса, выполняемой сложной и ответственной социальной роли.