Организация работы по надзору за законностью правовых актов.

Организация работы по надзору в рассматриваемой сфере строится с учетом требований организационно-распорядительных актов Генпрокурора РФ, среди которых в первую очередь следует выделить приказы от 07.12.2007 № 195, в котором к основным направлениям надзорной деятельности прямо относится надзор за законностью правовых актов, и от 02.10.2007 № 155.

Особенностью рассматриваемой сферы надзора является то, что Закон о прокуратуре не обусловливает проведение прокурором проверки законности правовых актов наличием поступившей в орган прокуратуры информации. Это нашло подтверждение в п. 3 приказа от 07.12.2007 № 195, согласно которому прокурорам предписано "надзор за законностью правовых актов... осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности", в том числе используя для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки. Обращается также внимание на необходимость применения превентивных мер (п. 4.1), для чего в целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, требуется наладить должное взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработке законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовке заключений на законопроекты, выступлениях на заседаниях и др.).

В соответствии с п. 2.2 приказа Генпрокурора РФ от 02.10.2007 № 155 прокурорам надлежит организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие акты. Результаты изучения таких актов и принятые меры прокурорского реагирования необходимо учитывать в соответствующем реестре. В свою очередь, п. 2.3 обязывает совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом в течение месяца с момента изменения федерального законодательства необходимо проводить сверки действующих актов в органах государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии (отсутствии) противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов. Кроме того, прокурорам предписано: а) использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ; б) обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, с главными федеральными инспекторами в субъектах РФ, контролирующими органами, общественными организациями, СМИ.

Акцентирование в приведенных организационно-распорядительных документах внимания на нормативных правовых актах не должно оставлять вне сферы надзора вопрос о законности ненормативных правовых актов. Проверки таких документов проводятся преимущественно в случае поступления в органы прокуратуры информации об издании подобных актов, содержательная сторона которых вызывает у заявителей или иных лиц определенные сомнения. Вместе с тем в отдельных актуальных сферах общественных отношений, например, при предоставлении земельных участков в собственность и на иных правах, прокурорам желательно обеспечить системный и своевременный характер поступления в прокуратуру для изучения правовых актов тех же органов местного самоуправления.