Организация работы мозга

Мечта учителей не совпадает с мечтой обучаемых. Первые хотят, чтобы ученики помнили все, что написано в учебниках, тогда как вторые защищаются всеми силами мозга от чрезмерного и ненужного накопления интеллектуального хлама в тонкой оболочке сознания. Все силы психологии и педагогики брошены на то, чтобы найти способы, позволяющие удерживать в мозге как можно больше информации: воспроизводит, значит, знает, – при этом никто особенно не задумывается, зачем человеку нужно помнить огромное количество всякой чепухи. Наш мозг вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще и перейдет в генетическую память. Таким образом, наша задача – сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею. Как этого достичь, во всех тонкостях мы пока не знаем.

Установлено, что информация в нашем мозге сохраняется в виде знаков, символов и ассоциаций. Паттерны – сочетания знаков, символов и ассоциаций – уложены в файлы, наподобие тех, что используются в компьютерах. Американские психологи Гордон Драйден и Джанет Восс описывают механизм и процедуру накопления, распознавания и вытягивания информации следующим образом.

"Если вы научились распознавать какую-то породу собак, то мозг на это знание заводит специальный “файл”, где сохраняется информация о собаках. Когда вы научились узнавать другую породу, эта информация дописывается в “файл” и будет храниться в мозге в том же месте. То же самое будет и с птицами, лошадьми, машинами, анекдотами, любыми другими предметами и понятиями"[1].

Ученые полагают, что в мозге сохраняется огромное количество понятий, которые перекрещиваются, создавая структуры, подобные ветвям деревьев. Большие участки, посвященные одной теме, могут рассматриваться как отдельные программы мозга. Программы – это большие тематические объединения, т.е. хранилища информации, посвященной одной теме. Приведем пример. Припомните известные вам сорта яблок, которые записаны в вашем персональном "файле" о яблоках: антоновка, семиринка, анис... Теперь попробуйте пересчитать известные вам фрукты: груши, апельсины, сливы... Они у вас записаны и сохраняются во "фруктовом" файле, в состав которого входит и "яблочный" файл. Таким образом, перед нами типичное "дерево" с разветвлениями, используемое для создания компьютерных каталогов.

Задача педагогов в свете этих идей – найти способы, помогающие мозгу запустить программу вспоминания нужной информации в нужное время, при условии, что такая информация гарантированно поступила в мозг. Порядок вспоминания можно представить в такой последовательности:

1) информация поступила в мозг;

2) мозг обработал ее и отправил на хранение;

3) наступил целевой случай – информация потребовалась;

4) помогаем мозгу извлечь ее;

5) пользуемся информацией.

Ключевое действие – помочь мозгу вспомнить и выдать именно ту информацию, по поводу которой поступил запрос. Педагоги давно ищут способы помогать мозгу справляться с подобными задачами, и, надо отметить, их усилия увенчались успехом, особенно когда начали применяться новые знания о работе мозга. Пионером подобных поисков в нашей стране был известный педагог из Донецка Виктор Федорович Шаталов (р. 1927). Занимаясь педагогической практикой, он эмпирически обнаружил некоторые условия, при соблюдении которых учащиеся обучались быстрее и на достаточно высоком уровне.