Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом принудительные меры медицинского характера

Пунктом 1 приказа от 07.05.2008 № 84 вопросы надзора за исполнением законов при применении назначаемых судом ПММХ возложены на прокуроров субъектов РФ. При этом с учетом положений п. 2.2 приказа специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях реализуют свои полномочия в рассматриваемой сфере применительно к учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы. Соответственно вне указанной сферы надзор за исполнением законов при применении ПММХ осуществляется территориальными прокурорами районного звена, если иное не обозначено в организационно-распорядительных документах прокурора соответствующего субъекта Федерации. В свою очередь военные прокуроры надзирают за исполнением законов при применении ПММХ на поднадзорных им объектах, исполняющих уголовные наказания.

Детализация стоящих перед прокурорами задач в рассматриваемой сфере правоотношений нашла свое отражение в приказе от 16.01.2014 № 6, предписывающем:

– при проверках не оставлять без внимания факты неоказания медицинской помощи, воспрепятствования осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права;

– практиковать проведение проверок лечебно-профилактических учреждений в нерабочее время;

– в случаях возникновения в исправительных и лечебно- профилактических учреждениях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Кроме того, прокуроры субъектов РФ обязаны:

– не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений;

– обеспечить проведение заместителями прокуроров субъектов РФ, курирующими вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, проверок учреждений уголовно-исполнительной системы не реже одного раза в квартал, подчиненными прокурорами проверок исправительных и лечебно-профилактических учреждений – не реже одного раза в месяц;

– повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы;

– вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

С учетом требований организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ и прокуроров соответствующих субъектов РФ прокуроры районного звена планируют собственную работу по надзору за исполнением законов при применении ПММХ, включая периодическое проведение проверок, а также анализ состояния законности в рассматриваемой сфере.

Результаты надзорной работы прокуроров в рассматриваемой сфере учитываются в форме статистического наблюдения УИС "О результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний".

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом принудительные меры медицинского характера

Основной объем полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов при применении ПММХ изложен в ст. 33 Закона о прокуратуре и в части выявления и устранения выявленных нарушений фактически не отличается от раскрытого нами в параграфе 11.3 настоящей главы. В силу п. 2 ст. 33 указанного Закона прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих ПММХ, а такими основаниями будут являться только решения суда в рамках установленного срока их действия. Полномочиями по согласованию действий или решений поднадзорных должностных лиц прокурор в рассматриваемой сфере не наделен.

Следует также подчеркнуть императивный характер ст. 34 Закона о прокуратуре, установившей, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания лиц, подвергнутых ПММХ либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению уполномоченными на то должностными лицами.