Лекция 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

В результате изучения главы 7 студент должен:

знать

• что представляет собой маркетинг в оптовой торговле как секторе рыночной экономики;

• основные понятия, цели, задачи, принципы, сферы применения, объекты, субъекты оптовой торговли;

уметь

• участвовать в разработке маркетинговой стратегии компании, занимающейся оптовыми продажами, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

• выбирать поставщиков и торговых посредников;

• разрабатывать план закупки товаров для предприятий различных отраслей хозяйства;

• определять объемы закупок и продаж товаров;

владеть

• аналитическими методами оценки эффективности коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли.

Социально-экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ оптовой торговли

С позиций маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставке им нужных товаров в определенных объемах и в установленные сроки. Располагаясь обычно в крупных населенных пунктах (городах), оптовые компании также хорошо знают потребности конечных покупателей. Поэтому они самостоятельно или с помощью производителя продукции способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговли[1].

Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: рекламу в месте продажи, организацию мероприятий по стимулированию продаж, доставку товара, предпродажную подготовка, в том числе фасовку и упаковку товара под торговой маркой розничного предприятия или сети. На рынке технически сложных товаров оптовые компании при поддержке производителей организуют сервисные центры.

Поскольку деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, задача оптового звена системы сбыта состоит в формировании минимальной оптовой наценки (за счет рационализации торгово-логистических операций) или в предании товару дополнительной ценности для покупателя, который воспримет установленную цену как справедливую.

Решение проблемы удовлетворения интересов производителей, с одной стороны, розничной торговли и конечных покупателей – с другой, привело к многообразию методов и формы оптовой торговли.

Свободно формирующаяся рыночная ситуация требует наличия широкого спектра торговых предприятий, отличающихся друг от друга по численности персонала, видам деятельности, специализации и т.д. В настоящей главе рассмотрены теоретические аспекты работы предприятий оптовой торговли.

Оптовая торговля – совокупность экономических, организационных и правовых отношений между контрагентами в условиях свободного выбора партнеров при покупке и реализации различных видов продукции крупными партиями[2].

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. С позиции предприятия-производителя оптовая торговля является важным звеном дистрибуции, которое решает его маркетинговые задачи. С точки зрения маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставке им нужных товаров в определенных объемах и в установленные сроки.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного продавца. В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.

Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Это связано с тем, что мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать собственное сбытовое подразделение. Даже располагая достаточным капиталом, производитель, скорее, предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли. Кроме того, как показывает практика, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Также розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей[3].

Таким образом, и у розничных торговцев, и у производителей есть все основания прибегать к услугам оптовиков.

Специфика оптовой торговли отражается в следующем.

1. Продажа и продвижение. Оптовики облегчают производителям доступ к большему числу корпоративных покупателей. У оптовых торговцев налажены обширные связи, благодаря чему покупатели чаще доверяют больше продавцу, чем абсолютно неизвестному производителю.

2. Закупки и формирование ассортимента. Оптовые торговцы производят отбор товара, грамотно планируют ассортимент, избавляя розницу от лишней работы, хотя это условие в большей степени диктуется фактором конкуренции.

3. Массовость (оптовая выборка товара). Оптовая организация помогает корпоративному клиенту экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами и ценами.

4. Складирование. Оптовики занимаются хранением товара, сокращая тем самым затраты и риски поставщиков и покупателей.

5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более быструю доставку клиентам, потому что находятся ближе к ним, чем компания-производитель.

6. Финансирование. Оптовик осуществляет финансирование клиентов, предоставляя им кредиты и оплачивая большие партии товаров.

7. Принятие риска. Получая товар в собственность, оптовики принимают на себя часть риска и потери, связанные с воровством, повреждением, порчей, переоценкой и устареванием товара.

8. Маркетинговая информация. Оптовые компании предоставляют поставщикам и покупателям данные о деятельности фирм-конкурентов, появлении новых продуктов и изменении цен.

9. Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовики часто оказывают поддержку розничным торговцам, обучая продавцов, принимая участие в разработке планировки магазина и оформлении витрин, устанавливая новые системы учета и управления запасами. Кроме того, они предоставляют корпоративным покупателям услуги по обучению персонала и техническому обслуживанию поставленного торгового оборудования[4].

Как было сказано выше, функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям – оптовым посредникам.

Оптовые посредники – оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников[5].

Организационная структура управления оптово-посреднической фирмы представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, функционирующих как единая динамичная система. Основными элементами любой организационной структуры являются органы управления, внутренние структурные подразделения с исполнителями, которые делают систему мобильной по отношению к конъюнктуре рынка и, следовательно, конкурентоспособной.

Элементы системы должны быть самодостаточными и оптимальными, т.е. без параллельного дублирования. Построение организационной структуры основывается на следующих принципах:

• соответствие прав и обязанностей исполнителей и руководителей;

• персональная ответственность;

• постоянный эффективный контроль за решением задач.

Общая схема организации оптово-посреднической фирмы

показана на рис. 7.1.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что оптовая торговля решает проблемы удовлетворения интересов производителей, с одной стороны, и розничной торговли и конечных покупателей – с другой. Это привело к многообразию видов и форм оптовой торговли.

Бизнес-кейс 1. ООО "БигСтрим Авто" занимается реализацией продукции: автохимия (автошампуни, клеи, герметики, очистители, полироли, краски и т.п.) торговых марок Permatex, Gunk, Turtle Wax, Spcctr, Victor, JetGo; автомасла (моторные, гидравлические, трансмиссионные, смазочные) торговых марок Statoil, Castrol, Mobil, Shell, Total, Texaco. ООО "БигСтрим Авто" выполняет закупку и реализацию

Рис. 7.1. Примерная схема организационной структуры оптовой фирмы

продукции и функции по таможенному оформлению грузов. Сотрудники, занимающиеся закупками продукции (отдел ВЭД), также занимаются таможенной очисткой получаемых грузов. Общий штат сотрудников ООО "БигСтрим Авто" составляет 15 человек. Организационная структура компании представлена на рис. 7.2.

Коммерческий директор осуществляет координацию и контроль деятельности подразделений (отдел ВЭД, склад, отдел продаж), принимает участие в заключении сделок, формировании ценовой политики предприятия. Отдел ВЭД занимается закупками заказанной продукции, оформлением необходимых документов, таможенным оформлением грузов. Склад организует хранение закупленной продукции. Отдел продаж занимается приемом заказов, реализацией продукции.

Классифицировать оптовую торговлю можно следующим образом.

1. По широте ассортимента:

1) ассортимент широкий (1–100 тыс. наименований);

2) ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

3) ассортимент узкий (< 200 наименований);

4) ассортимент специализированный.

2. По способу доставки:

1) доставка своим транспортом;

2) продажа со склада (самовывоз).

Рис. 7.2. Организационная структура ООО "БигСтрим Авто"

3. По степени кооперации:

1) горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;

2) вертикальная кооперация для сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей.

4. По отношению к системе сбыта:

1) эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю по условиям франчайзинга;

2) селективная система сбыта: дистрибьютерские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями;

3) интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками.

5. По размеру оборота:

1) крупные оптовики;

2) средние оптовики;

3) мелкие оптовики.

6. С точки зрения организации оптовой торговли:

1) оптовая торговля производителей;

2) оптовая торговля предприятий-посредников;

3) оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами.

Дистрибуция (от англ. distribution – распределение) – понятие достаточно объемное, которое включает в себя обоснование каналов товародвижения с позиции участия торговых посредников и суммарных затрат на их организацию. Это совокупность организаций и лиц, работающих в сфере продвижения товара от производства до потребителя.

Функция дистрибуции – использование логистических форм и методов эффективной доставки изделия или услуги в рамках заключенного договора, заказа. Иными словами, дистрибьюторы принимают товар как эстафету у производителя, на них ложится ответственность по удовлетворению покупательского спроса.

На практике дистрибьюторы – крупные оптовые предприятия, имеющие собственную торгово-складскую сеть с сервисными пунктами и реализующие товары крупными партиями другим оптовикам и розничным дилерам. Они не являются собственниками продукции, а только приобретают право ее продажи после заключения договора в течение установленного срока и в определенном месте. Дистрибьюторы имеют достаточные товарные запасы и принимают решения, связанные с управлением системой распределения, в частности с активизацией товарного предложения, контролем за продвижением грузов.

Основные задачи дистрибьюторов:

• логистика (формирование полного ассортимента товаров для развития оптовых и розничных продаж конечным потребителям, постоянное наличие на складе полного основного ассортимента);

• продажи (развитие активных продаж по сегментам рынка и составление единой базы данных клиентов);

• маркетинг (наличие комплекта презентационных материалов для продвижения товара, участие в выставках, самостоятельное проведение тематических обучающих семинаров, поддержка проекта на корпоративном сайте компании).

В Российской Федерации до сих пор не сформировано законодательство, регулирующее деятельность дистрибьютора и дилера. Некоторые упоминания о дистрибьюторе содержатся в Распоряжении Мэра Москвы № 754-РМ от 21.07.1998 "Об упорядочении деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу на территории Москвы", в Распоряжении Мэра Москвы № 998-РМ от 02.10.1998 "О Московской комиссии при Мэре по многоуровневому маркетингу", поэтому фактически единственным документом, регулирующим деятельность дистрибьютора, является дистрибьюторский договор.

Следует отметить, что дистрибьютор не простой перепродавец, действующий как оптовый торговец. Он, как правило, имеет тесные и продолжительные связи с экспортером товара. Дистрибьютор осуществляет продвижение и организацию сбыта на закрепленной за ним территории, а экспортер часто предоставляет ему исключительное право сбыта, добровольно уходя с данного рынка и обязуясь не только не вступать с ним в конкуренцию, но и всячески оказывать содействие в продвижении товара, рекламе, предоставлять право на использование своего товарного знака, содействовать в организации обучения персонала и осуществлении послепродажного технического обслуживания.

Так, в руководстве по составлению международных дистрибьюторских соглашений Международной торговой палаты (МТП) выделяются следующие характерные черты деятельности дистрибьюторов:

• производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора, которому часто предоставляется исключительное право сбыта;

• отношения устанавливаются на согласованный период; это лежит в основе сотрудничества, которое, исходя из его характера, не может быть эпизодическим;

• в ходе таких отношений между сторонами возникают тесные доверительные связи; сбыт готовых изделий обычно сопровождается ограничением свободы действий дистрибьютора, в частности обязательством воздерживаться от конкуренции.

По соглашению о предоставлении исключительного нрава экспортер предоставляет дистрибьютору исключительное право на размещение и продажу согласованных товаров на определенной территории, а тот принимает на себя обязательство закупать эти товары исключительно у экспортера, с которым заключается соглашение. Исключительность может касаться товаров, территории и потребителей. Возможно заключение дистрибьюторского соглашения без установления условия об исключительности, и в этом случае число дистрибьюторов на определенной территории может быть не ограничено.

По правовой природе дистрибьюторский договор является организационным договором, который затем реализуется, с одной стороны, путем приобретения дистрибьютором у экспортера товаров на основе отдельно заключаемых договоров купли-продажи, с другой – посредством продажи им на определенной территории этих товаров от своего имени и за свой счет на основе заключаемых с потребителями отдельных договоров купли-продажи. Поэтому для сторон такой сделки важны стабильные правила их взаимодействия, согласовываемые обычно в виде общих условий продажи и содержащиеся в том же организационном дистрибьюторском договоре.

Вознаграждение дистрибьютора в коммерческой практике часто именуется комиссионным вознаграждением и рассчитывается, как и вознаграждение дилера, в виде разницы между ценами товара. Право на вознаграждение, способы его исчисления, сроки и порядок уплаты определяются соглашением сторон.

В литературе различают несколько видов дистрибьюторов:

• генеральный дистрибьютор организует сбыт в регионе продукции определенной фирмы своими силами или через собственную дилерскую сеть;

• дистрибьюторы, имеющие склады (регулярные), выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров;

• дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

В нашей стране производители порой заключают дистрибьюторские контракты с посредниками для сбыта товара здесь же, в России. В этих случаях дистрибьютор на самом деле является дилером, а вместо дистрибьюторского контракта с ним должен заключаться договор на исключительную продажу товара.

Дилер (от англ. dealer – торговец, агент) – независимый предприниматель (физическое или юридическое лицо), осуществляющий профессиональные торговые операции, состоящие в приобретении за свой счет у различных продавцов (изготовителей, агентов, дистрибьюторов) оптом товаров для последующей перепродажи. Покупая товары, он становится на время их собственником, а затем перепродает их от своего имени на любом рынке по любой цене индивидуальным покупателям в порядке мелкооптовой или розничной торговли.

Дилер – юридическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени в интересах принципала (участника биржевого рынка), который при регистрации контрактов принимает на себя права и обязанности продавца перед покупателем (дилером).

Отношения дилеров с принципалом оформляются соглашением о предоставлении права на продажу. В соответствии с этим соглашением стороны заключают между собой договоры на поставку товаров. Сразу после поставки товара дилер производит расчеты с принципалом и фактически становится собственником товара, а затем продает его от своего имени и за свой счет. Но в отличие от обычной перепродажи товаров, приобретенных по договорам купли-продажи, при которой новый собственник не связан никакими обязательствами с продавцом, дилер обязан продавать купленные у принципала товары на условиях, определенных соглашением о предоставлении права на продажу. Как правило, этим документом устанавливается минимальный объем продаж на определенный период, и, если фактический объем продаж будет ниже установленного минимума, принципал имеет право расторгнуть соглашение.

Характерной особенностью работы дилерских фирм является необходимость быстрой оборачиваемости вкладываемых средств. При отсутствии значительных собственных средств дилерские фирмы вынуждены зачастую прибегать к использованию заемных капиталов.

На дилера распространяется обязанность организовывать рекламу, предпродажный сервис (демонстрационные залы, выставки-продажи), техническое обслуживание. Дилер берет на себя обязательство соблюдать интересы принципала, обеспечивать для его товаров условия не худшие, чем для товаров других принципалов. Информацию о своей деятельности дилер должен сообщать своему принципалу.

В отношении установления цен дилеры пользуются полной самостоятельностью. Соглашением дилеру может быть предоставлено монопольное право на продажу товаров принципала на определенной территории. Тогда при больших и постоянных объемах продаж он создает собственную сбытовую сеть. Но принципал в таком случае уже не может выходить на этот рынок с товарами той номенклатуры, которая определена соглашением, ни самостоятельно, ни через других дилеров. Если он все-таки сделает это, то должен будет заплатить монопольному дилеру вознаграждение. Поэтому при подписании соглашения о предоставлении дилеру монопольного права на продажу товаров принципалу следует оговорить в нем то, в каких случаях он может самостоятельно сбывать свой товар на рынке монопольного дилера. Но монопольное право дилера не означает, что он не может заключать соглашения с другими принципалами, если иное не оговорено в уже подписанном.

Между сторонами может быть заключено соглашение с правом "первой руки". В этом случае принципал обязан сначала предложить товар дилеру "первой руки", и только в случае отказа он может продать этот товар самостоятельно или через других дилеров. Наконец, подписанное между сторонами соглашение может не ограничивать права принципала, он может выходить на тот же рынок и с теми же товарами самостоятельно или через других дилеров.

Отношения с дилером регулируются договором поручения и договором комиссии, возможно, и агентским договором. Размер вознаграждения должен быть определен четко. Дилеры получают вознаграждение в виде разницы между ценой покупки товара у принципала и ценой его перепродажи. Необходимо указать в договоре и момент, с которого у дилера наступает право на получение вознаграждения. Это может быть дата заключения сделки, дата ее подтверждения (если оно предусматривалось договором) или дата перечисления денежных сумм на банковский счет принципала по сделкам, совершенным с третьими лицами. Периодичность вознаграждения также должна быть определена договором[6].

Бизнес-кейс 2. Положение о дилерской сети ООО "Корвет".

Настоящее положение определяет систему функционирования дилерской сети ООО "Корвет" (в дальнейшем – "Корвет") и определяет условия отбора в дилеры, порядок взаимоотношений с "Корвет".

Дилером может быть юридическое лицо любой формы собственности, отвечающее требованиям настоящего Положения.

1. Общие положения.

Целью создания дилерской сети является перемещение центра продаж в регионы, проведение единой политики ценообразования, удовлетворение требований потребителей, касающихся качества продукции, искоренение вторичного рынка, гарантийное и послегарантийное обслуживание техники.

2. Порядок оформления дилерских отношений.

2.1. Процедура присвоения статуса производится на основании письма-заявления организации – претендента с приложением следующих документов:

– анкеты установленной формы;

– копий учредительных документов;

– справки обслуживающего банка о кредитовом обороте за предыдущий год и сведения о наличии картотеки № 2, если таковая имеется но конкретному счету;

– бизнес-плана с указанием перспективы развития рынка продукции "Корвет" в заявленном регионе на планируемый год.

2.2. Предоставленные документы рассматриваются руководством управления маркетинга и сбыта в течение 5 (пяти) дней и принимается решение:

– о присвоении статуса дилера;

– о присвоении статуса кандидата;

– об отказе работать с заявителем.

В последнем случае заявителю направляется письменный ответ с объяснением причины отказа, предоставленные документы возвращаются.

С заявителем, прошедшим аттестацию:

– заключается соглашение об оказании дилерских услуг и выдается свидетельство дилера;

– подписывается протокол о намерениях.

2.3. При отборе дилеров учитываются следующие факторы:

– опыт работы по реализации фильтров (срок деятельности, годовой оборот, финансовые возможности, кредитные отношения с банком);

– обладание информацией о потребителях, парке машин, их платежеспособности, форма взаимоотношений с ними;

– способность выполнять функции по реализации продукции, гарантийному обслуживанию, ремонту, рекламе;

– наличие производственной базы в заявленном регионе деятельности (производственные и складские помещения, транспорт).

3. Порядок и условия заключения соглашения об оказании дилерских услуг.

Соглашение оформляется управлением маркетинга и сбыта (закрепленными специалистами) по утвержденной форме.

Срок действия соглашения – 1 год.

Дилеры подразделяются на категории, и в зависимости от присвоенной категории им предоставляются скидки к действующим ценам на продукцию, которые отражаются в дополнениях к договорам купли-продажи.

1 категория – дилеры, имеющие объем приобретения более 3 млн руб. ежемесячно, выполняющие гарантийное обслуживание, имеющие региональный склад и реализующие продукцию по ценам, не превышающим 5% от уровня заводских. Скидка от установленной цены – 25%;

2 категория – дилеры, имеющие объемы приобретения ежемесячно не менее 1 млн руб., выполняющие гарантийное обслуживание, или дилеры, имеющие объем ежемесячного приобретения не менее 3 млн руб., но не выполняющие гарантийное обслуживание и реализующие продукцию по ценам не выше 5% от заводских. Скидка от установленной цены – 18%;

3 категория – дилеры, имеющие объем приобретения ежемесячно не менее 100 тыс. руб., выполняющие гарантийное обслуживание, или дилеры, имеющие объем ежемесячного приобретения не менее 1 млн руб. и не выполняющие гарантийное обслуживание. Скидка от установленной цены – 5%.

Размер перечисленных скидок всем категориям дилеров устанавливается на квартал. По истечении квартала производится пересчет скидок в зависимости от выполненных обязательств.

4. Порядок и условия оформления Протокола о намерениях.

Протокол оформляется управлением маркетинга и сбыта (закрепленным специалистом).

Устанавливается срок действия – 12 месяцев. По истечении срока действия протокола о намерениях и по результатам работы принимается решение:

– о присвоении статуса дилера;

– об отказе присвоения статуса дилера;

– о продлении срока действия протокола о намерениях.

4.1. Применяется следующий порядок снижения цен на запчасти в зависимости от объемов продаж по накопительной системе:

– от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. – 7%;

– от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. – 11%;

– от 1,5 млн руб. до 2 млн руб. – 12%;

– свыше 2 млн руб. – 13%.

При единоразовых оплатах на сумму не менее 3 млн руб. 15%, с последующим сохранением скидки 13%. Накопительная скидка действует в течение календарного года.

4.2. На технику – 2%, от фиксированной цены, на основании утвержденного прайса.

Указанное снижение отражается в дополнениях к договору купли-продажи.

5. Обязанности дилера.

5.1. Осуществлять приобретение продукции в согласованных объемах.

5.2. Участвовать в разработке и реализации региональных программ и проектов.

5.3. Издавать и распространять рекламно-информационные материалы о товаре.

5.4. Знать номенклатуру фильтров и конкурентов-аналогов в заявленных регионах, емкость рынка продукции.

5.5. Предоставлять отчеты по установленной форме 1 (один) раз в квартал.

5.6. Соблюдать авторские права на продукцию.

5.7. Не представлять интересы и не реализовывать продукцию аналогичного назначения.

5.8. Строго соблюдать единую политику ценообразования.

5.9. При работе в одном регионе дилеры обязаны согласовывать между собой цены реализации.

5.10. Дилер обязан согласовать свое участие в проводимых тендерах и ценовую политику с производителем.

5.11. Иметь собственную страницу в Интернете с информацией о предприятии, предоставляемых услугах и ценах на реализуемую продукцию.

6. Порядок определения регионов, потребителей и принципы работы с ними.

6.1. Регионы обслуживания и отрасли для работы определяются управлением маркетинга и сбыта "Корвет" исходя из предложения дилера с учетом наличия производственных, складских площадей в закрепляемом регионе обслуживания, сложившихся хозяйственных связей с потребителями продукции "Корвет".

6.2. При наличии в регионе нескольких дилеров закрепление производится по видам продукции или потребителям.

6.3. Работать вне согласованного региона, на экспорт, а также с предприятиями, с которыми у производителя сложились прямые, длительные хозяйственные связи, без согласования с "Корвет" запрещается.

7. Порядок определения объемов приобретения продукции.

7.1. Годовой объем приобретения дилером продукции определяется исходя из наличия парка машин в закрепленном регионе или отрасли с учетом его срока эксплуатации.

7.2. Предложения об объемах приобретения с разбивкой по кварталам вносятся дилером за месяц до начала года или перед подписанием соглашения.

7.3. Предложения рассматриваются управлением маркетинга и сбыта в семидневный срок. При необходимости вносятся согласованные коррективы. Принятые сторонами объемы приобретения вносятся в Соглашение.

8. Условия изменения скидок.

8.1. В случае невыполнения дилером принятых квартальных обязательств он переводится в соответствующую категорию или па систему скидок кандидата в дилеры.

Восстановление в категории производится по достижению соответствующих показателей.

8.2. Дополнительное снижение скидок производится:

– за неудовлетворение запросов потребителей по причине завышения цены продажи по сравнению с заводскими;

– за отсутствие информации о ценах на электронных страницах дилера в Интернете и непредставление адресов сайтов, па которых размещена указанная информация;

– за непредставление отчетности.

9. Заключительные положения.

По итогам года на основании результатов совместной деятельности "Корвет" принимает решение о продлении действия соглашения на следующий календарный год.

Соглашение может быть расторгнуто по итогам 6 (шести) месяцев в случаях, если дилер:

– не приступил к выполнению соглашения;

– систематически не выполняет плановые объемы приобретения продукции.

В случае досрочного расторжения соглашения дилер обязан вернуть свидетельство дилера в пятидневный срок с момента лишения статуса. В противном случае дается сообщение на web-сайте об исключении фирмы из дилерской сети за нарушение условий соглашения и недействительности выданного свидетельства с указанием конкретной даты и причин.

Бизнес-кейс 3. Программа партнерства для дилеров, агентов, дизайнеров и архитекторов (компания "Ресторация").

Мы приглашаем к сотрудничеству всех, чей бизнес связан с ресторанами, барами, кафе, отелями. В рамках программы партнерства мы готовы рассмотреть любые формы сотрудничества. Мы готовы предоставить вам свои консультации на любом этапе становления заведения. Оснащение профессиональной мебелью и специальным оборудованием сектора HoReCa – приоритетное направление нашей компании.

Цель программа партнерства – развитие дилерской и агентской сети компании, укрепление отношений с существующими дилерами и агентами и привлечение новых оптовых покупателей.

Задача программы – повышение доходности и экономической эффективности совместной работы для всех участников сети компании.

Идея программы – создание для партнеров особых условий, которые выделили бы компанию среди других потенциальных поставщиков, чтобы дилеры чувствовали свою причастность к особому кругу ее партнеров.

Принцип пашей работы с партнерами – индивидуальный подход. Это дает нам возможность разрабатывать наиболее удобные и эффективные схемы работы с каждым партнером отдельно и формировать отношения, основанные не только на деловом взаимодействии, но и на личном контакте.

Основные преимущества дилерской программы компании "Ресторация":

1. Ассортимент и складская программа:

• складская программа позволяет быстро поставлять наиболее востребованные позиции, а программа "на заказ" – максимально полно выполнять пожелания клиентов;

• предлагаем мебель и барные стойки собственного производства, импортную мебель со склада и прямые поставки из Европы (Италия, Германия, Польша), Малайзии и Китая, мебель российских поставщиков, а также мы поставляем оборудование для HoReCa от ведущих поставщиков;

• гарантийное и послегарантийное обслуживание;

• предоставление выставочных образцов.

2. Выгодные финансовые условия для сотрудничества. Мы предлагаем выгодные финансовые условия, которые являются абсолютно гибкими и могут быть дополнены бонусами для постоянно и стабильно работающих компаний-партнеров:

• гибкая система скидок и индивидуальный подход к условиям сотрудничества для каждого партнера;

• индивидуальная ценовая и сервисная политика для наших постоянных партнеров;

• специальные цены для выставочных образцов;

• специальные цены при реализации крупных проектов;

• переадресация дилерам заказов, поступающих к нам из регионов.

3. Складская и сервисная поддержка:

• программа поставок "на заказ";

• снабжение партнеров информацией для менеджеров по продажам и рекламными материалами;

• помощь в дизайн-проектировании.

Собственные конструкторское и дизайнерское бюро осуществляют и предлагают как готовые, так и индивидуальные проекты. Мы предложим вам комплексные решения, которые помогут гармонично согласно вашему дизайнерскому плану подобрать мебель, барные стойки и прочее оборудование. При дефиците пространства в помещении мы предложим модели, позволяющие задействовать каждый уголок и максимально эффективно использовать имеющиеся в наличии квадратные метры.

4. Сервисная поддержка и оперативное реагирование. Зная, как много зависит от своевременного получения информации, и преследуя общие цели, мы предлагаем:

• постоянное и оперативное обеспечение необходимой информацией, исчерпывающие ответы на любые возникающие вопросы;

•бесплатные консультации квалифицированных менеджеров по вопросам продаж, производства, продвижения продукции;

• оперативную поддержку специалистов компании: менеджера по продажам, технолога, маркетолога;

• предоставление библиотеки мебели для рекламных буклетов.

5. Рекламная и маркетинговая поддержка:

• полиграфические рекламные материалы: каталоги, листовки, буклеты;

• рекомендации по мерчандайзингу – оформлению вашего демонстрационного зала, выставке продукции;

• дополнительные программы по продвижению продукции компании для перспективных дилеров.

6. Информационная поддержка: периодическая e-mail рассылка: подборка новостей компании, интересная информация о мебельном рынке, новости ретейла и пр.

7. Совместные акции:

• консультации дизайнеров и технологов при реализации крупных проектов;

• поддержка дилера по мебели в размещении наружной рекламы в регионе;

• поддержка в регионе посредством проведения рекламной компании в региональных СМИ;

• долевое участие компании и дилера в региональных профильных выставках.

8. Интернет-поддержка:

• информация о дилерах на сайте компании с указанием адресов и телефонов салонов, контактных лиц, электронных адресов;

• доступ к закрытой информации на сайте;

• возможность размещения рекламной информации о компании-дилере на сайте компании при условии успешного долговременного сотрудничества.

9. Тренинги. Семинары. Конференции. Встречи:

• помощь в подготовке программы обучения и повышения квалификации торгового персонала компании-дилера;

• деловые встречи в салонах компании, на фабрике;

• семинары по продукции компании, технологиям производства; презентации новой продукции; встречи специалистов дилерских компаний и сотрудников фабрики; командное обсуждение проблем, общих проектов.

Дизайнерам и архитекторам

Мы приглашаем к сотрудничеству дизайнеров и архитекторов. Наша компания предоставляет все услуги для реализации ваших идей и предлагает все необходимое для обустройства интерьера заведения: от стульев и столов до мягкой мебели и барных стоек.

Кроме того, на основе наших базовых конструкций вы можете реализовать собственные идеи, дополнив модели выбранным декором, варьируя размеры, материалы изготовления и цветовую гамму. Таким образом, любую конструкцию можно адаптировать к собственной концепции. В качестве материала может быть использован пластик, ценные породы дерева, искусственный или натуральный камень, стекло, металл... Благодаря наличию собственного производства барных стоек мы можем максимально сократить сроки производства, непрерывно контролируя процесс изготовления и реагируя на все ваши пожелания в оперативном режиме.

Важно отметить, что наша компания всегда соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы. За счет компактной сборки готовые барные стойки можно отправить в любой конец страны. В рамках программы партнерства дизайнерам и архитекторам мы предлагаем выгодные варианты сотрудничества и рассмотрим все формы партнерства. Это может быть как разовое сотрудничество, так и партнерство на постоянной основе. Для наших партнеров у нас разработана индивидуальная система бонусов и скидок, которые будут расти вместе с продолжительностью нашей совместной работы.

Бизнес-кейс 4. Компания "Ропторг-В" работает в сегменте В2В. Структура отдела продаж компании представлена на рис. 7.3. В отделе продаж работает более 60 торговых представителей по работе с несетевыми магазинами. В среднем на одного торгового представителя приходится 40–50 торговых точек. Принцип построения организационной структуры торгового персонала – территориальный, т.е. за каждым торговым представителем закрепляется на правах исключительного обслуживания определенная территория, в границах которой он торгует всей номенклатурой товаров компании. Торговый представитель составляет заказ вместе с товароведом и далее по телефону или лично передает его оператору по приему заказов. Более 60% заказов товароведы самостоятельно передают

Рис. 7.3. Структура отдела продаж "Ропторг-В"

оператору по многоканальному номеру. Централизованная доставка в магазины осуществляется на следующий день после заказа, минимальная сумма заказа 3500 руб.

Сетевое направление начало развиваться с 2008 г. с помощью двух сотрудников – супервайзера и менеджера но работе с сетевыми клиентами. Оптовое направление слабо развивается, на оптовый сектор приходится около 5% продаж компании. Супервайзер и менеджер по работе с оптовыми клиентами в основном занимаются координацией поставок, а не активным поиском клиентов. Основными каналами сбыта компании являются розничные предприятия с организованными формами торговли. К ним относятся:

• розничные сети (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, магазины "шаговой доступности");

• отдельные несетевые магазины.