Организация ньюзрумов и требования к журналистам

Издательская группа "Телеграф" (The Telegraph Group) переехала в 2006 г. в новое помещение, центральный ньюзрум, который объединяет журналистов, готовящих печатную и интернет-версию. Репортеры и сотрудники из всех других отделов, размещаются на первом этаже и вместе работают над производством контента для вебсайта, ежедневного и воскресного выпусков газеты. Объединение сотрудников в одном рабочем месте улучшило коммуникацию между начальниками и подчиненными. "Гардиан" тоже переехала в 2009 г. в новое здание и команды, готовящие газеты "Гардиан" и "Обзервер" (The Observer), а также интернет-сайт "Гардиан.ко.юкей" располагаются в одном здании. "Печатные и онлайн-журналисты разделены по группам. В основе деления рубрики газет: Здоровье, Образование, Политика. ...Такие группы включают от 5 до 28 человек, это репортеры, редакторы отдела в газете и на сайте, а также менеджер группы"[1].

А вот в "Таймс" есть сомнения по поводу создания единой команды, которая находится и работает в одном помещении: "Мы не хотим следовать примеру “Телеграф”"[2], – сообщает Энн Спаксмэн (Anne Spackman), редактор интернет-версии. Она объясняет это тем, что вебсайт требует от редактора непрерывного внимания, а если рядом будут еще работать другие люди, то редактор сайта не сможет уделять ему должного внимания. С этим мнением согласен и редактор сайта "ФТ.ком" (FT.com), Джеймс Монтгомери (James Montgomery), который тоже считает, что команда журналистов, занимающаяся обновлением контента на вебсайте, должна быть отделена от других сотрудников[3].

Практически во всех британских изданиях сегодня есть редактор интернет-версии. В "Гардиан" с развитием интернет- версии появился "аудио- и видеоотдел, в котором работают более 20 человек. Они занимают различные должности, связанные с созданием и редактированием видеоконтента, фотосъемкой, ведением подкастов"[4]. Отдел является частью большого подразделения, занимающегося сайтом "Гардиан анлимитед" и работает в контакте с редакторами отделов печатной версии, которые помогают в создании аудио- и видеоконтента.

Изменения в организации ньюзрумов могут сопровождаться изменением графика работы, редакторской политики. Это тоже часто внутренние факторы, влияющие на процесс конвергенции в конкретной редакции. Так, в некоторых изданиях ("Манчестер Ивнинг Ньюз" (The Manchester Evening News), "Вестерн мейл и эко" перешли к новой редакторской политике: редакторы отделов ощутили на себе новый груз работы. Им приходится заново редактировать передовые статьи, уже размещенные на сайте. Каждая новая статья сразу же автоматически попадает на сайт, а уж потом редактируется, возможно, меняется заголовок и т.д.

Создание аудио- и видеоконтента на сайте требует наличия новых специалистов, новых навыков у журналистов. Однако журналистов в обязательном порядке не призывают создавать видео- и аудиоматериалы. Даже в "Дейли телеграф" – одном из передовых изданий в деле создания аудио- и видеоконтента – лишь немногие репортеры снимают видеоматериалы. Для создания подкастов часто нанимаются дополнительные специалисты.

Газеты ("Гардиан", "Таймс", "Сан", "Манчестер Ивнинг Ньюз") попытались не навязывать нововведения сотрудникам, а работать с добровольцами. Редактор сайта "Guardian unlimited" отмечает, "что с волонтерами было очень легко работать: не нужно никого принуждать"[5]. В "Манчестер Ивнинг Ньюз" уже достаточно много добровольцев, которые захотели получить навыки создания видеоконтента и согласились работать за те же деньги, несмотря на повышение квалификации и новые обязанности.

Россел (Roussel), редактор интернет-версии "Телеграф" (telegraph.co.uk), считает, что журналисты с опытом работы на разных платформах очень ценятся. По мнению Марка Веббера (Marc Webber), заместителя редактора сайта "Сан онлайн" (The Sun Online), журналист не обязательно должен "иметь в одной руке ручку, а в другой камеру – это различные специализации, и в каждой есть свои специалисты"[6]. С этой позицией согласны и в "Гардиан", где несмотря на то, что журналисты из газеты имеют некоторые навыки создания видеоматериалов, все равно прибегают к помощи профессионалов-телевизионщиков.

С развитием приложений для портативных устройств в некоторых британских изданиях появились специальные службы, занимающиеся их подготовкой. Например, в "Times" теперь работает команда из 11 человек во главе с редактром iPad-версии. На приложение работают также редакторы газеты, в том числе из фотослужбы и отдела дизайна. У всех сотрудников есть журналистский опыт. Около пяти часов вечера, когда окончательно сверстан газетный номер, команда приступает к работе: формирует версию для iPad. Основная задача сотрудников новой службы – добиться, чтоб страницы iPad- приложения (которое намного меньше газетных) выглядели как печатные полосы. Редактор iPad-версии принимает участие в планерке во второй половине дня, когда редакторы решают, каким будет расположение материалов. После планерки, он начинает думать о дополнительных приложениях для iPad- издания, таких как: графика, видео или фотографии. Команда, которая занимается приложением, только добавляет контент, но ничего не изымает. Дополнения могут быть в виде архивных материалов, например, к некрологам могут быть добавлены ранее напечатанные в газете статьи об умерших людях. Новая служба делает одно издание в день и дополнительные издания в дни, когда много новостей или что-то случается. В остальные дни iPad-команда не находит времени на то, чтоб обновлять информацию, ее сотрудники постоянно думают о новых способах предоставления информации на устройстве.

В "Sunday Times" сегодня есть iPad-редактор и два помощника, они работают вместе с журналистами газеты, отбирая материалы, которые идут на iPad.

В газете "Телеграф" также появилась iPad-команда. Она включает редактора и пять сотрудников, среди них два фотокорреспондента и три видеожурналиста.

Таким образом, такие внешние факторы, как: строгий подход к регулированию перекрестного владения СМИ, не позволяющий газетным компаниям конкурировать на рынке телевидения и радиовещания; историческое доминирование Би-би-си на этих рынках; сильный рост рынка мобильной индустрии; очень большое число пользователей всемирной сети по сравнению с другими европейскими странами оказали влияние на развитие конвергенции в редакциях многих британских газет, которые делают основной акцент на развитии аудиовизуального контента на сайте и активно используют новые каналы распространения информации.