Организация ньюзрумов и требования к журналистам

В зарубежных изданиях есть немало примеров объединения ньюзрумов, а некоторые газеты сначала соединив редакции вновь возвратились к прежнему устройству, когда ньюзрумы были разделены. В российской практике примеров объединений редакций пока немного, в некоторых издательских домах

Таблица 2.1. Приложения газет для планшетов

Вариации контентного наполнения газетных приложений для планшета

Подача материала

Полезные функции навигации

Интерактивные функции и эксклюзивные предложения

1. PDF-версия газеты.

2. Структура материалов воспроизведена в версии для планшета, но есть аудиовизуальные материалы.

3. Возможность доступа к архиву.

4. Функция обновления результатов спортивных соревнований; информации финансовых рынков.

5. Одно издание в день

и дополнительные издания в дни, когда много новостей или что-то случается.

6. Персонализированный контент (реклама и контент направлены на читателя в соответствии с его местоположением; индивидуальный прогноз погоды и информация о пробках на маршруте)

1. Текстовые колонки во весь экран лучше не использовать.

2. Фотографии и инфографика должны нарушать монотонность текста.

3. Возможность увеличения фотографий и статей.

4. Карта мира с возможностью увеличить любое место на карте, чтобы посмотреть новости, связанные с конкретным регионом

1. Наличие стартовой страницы,

с которой можно начать навигацию. Возможность выбора со стартовой страницы сегодняшнего выпуска или самых последних новостей.

2. Стрелки, позволяющие вернуться из статьи на главное меню, перейти по другим ссылкам.

3. Наиболее интересные разделы показываются в первую очередь.

4. Наличие списка недавно просмотренных материалов.

5. Возможность заложить закладку, чтобы вернуться к чтению статьи позже.

6. Наличие кнопки поиска, которая позволяет искать информацию по ключевым словам.

7. Приложение не должно ориентировать на чтение с первой до последней страницы.

8. Наличие карусели, позволяющей пролистывать страницы: вниз, по горизонтали.

9. Возможность загрузить рубрику по отдельности, либо загрузить все разделы сразу

1. Возможность поделиться материалами через электронную почту, Twitter или Facebook.

2. Интерактивные кроссворды и игры.

3. Возможность написать письмо автору статьи.

4. Возможность раз

в неделю скачать фильм

только-только начинают с этим экспериментировать. В 2009 г. в одну общую редакцию были объединены редакции деловой газеты "Ваше дело" и еженедельник "Свободный курс", радио- станци "Серебряный дождь" в Барнауле и сайта altapress.ru.

Тенденция к объединению газетной и интернет-редакции есть в "Газете", "Коммерсанте". Возможно, произойдет объединение редакций и в "КП".

В январе 2012 г. в новый мультимедийный ньюзрум переехала газета "Вечерняя Москва", редакция сделана по западному образцу. В одном физическом пространстве объединены редакции печатных выпусков, интернет-редакция и телестудия. В центре редакции – супердеск. Несколько раз в день там проходят планерки, на которых присутствуют главный редактор, выпускающие редакторы, журналисты, а также специалисты из отдела.

На экранах можно видеть последние новости сайта, верстку газеты. Этими материалами пользуются журналисты.

В конвергентную редакцию были объединены все издания холдинга "Ньюс Медиа Рус" и интернет-ресурсы, включая портал "Лайф Ньюс". За супердеском собираются редакторы различных СМИ, они принимают решение по распределению контента для разных СМИ холдинга. В нем появилась так называемая служба принта – служба "упаковщиков контента". Журналисты службы адаптируют материалы под разные издания и интернет-ресурсы. В ньюзруме действует единая служба информации. Все новостные материалы автоматически попадают на сайт. Служба принта (упаковщики) отслеживают их и переупаковывают для печати. Для всех изданий у нас также действует единая фото- и видеослужба.

Как и в большинстве зарубежных изданий, организационные изменения в российских изданиях сопровождаются появлением новых отделов, подразделений, сотрудников. Практически во всех изданиях еще в начале 2000-х гг. образовался интернет-отдел (или интернет-служба, интернет-редакция). Например, в "Известиях" такой отдел открыли еще в 2000 г. Число сотрудников в интернет-отделах колеблется от 5 до 30 человек. Интернет- службы во многих изданиях – самостоятельная редакция и включает редактора интернет-версии, выпускающих редакторов, редактора ленты новостей, журналистов-новостников, бильд- редактора, которые создают контент только для интернет-сайта.

С развитием видеоконтента на сайтах российских газет в некоторых редакциях возникли специальные подразделения, занимающиеся созданием видеоматериалов. Например, в "Коммерсанте" еще в 2007 г. была создана специальная группа, которая называется "КоммерсантЪ-Видео", входящая в интернет-отдел, состоит она из нескольких творческих работников и видеомонтажеров. Это профессиональные телевизионщики с опытом работы на телевидении. В "Известиях" в 2009 г. была мультимедийная группа, которая занималась созданием видеоматериалов. Там также работали профессиональные операторы, тележурналисты, которые осуществляли онлайн-транс- ляциии, работали над созданием программы вещания.

За период с 2009 по 2012 г. в российских редакциях увеличилось число сотрудников, занимающихся созданием видеоматериалов. В "Советском спорте" в течение 2011 г. в интернет-отдел пришли профессиональные операторы и монтажеры.

В "Комсомольской правде" с развитием собственного радио и ТВ-канала набрали много новых сотрудников. В радиослужбе сейчас работают 20 человек. В штат взяли шесть линейных ведущих, которые ведут утренние, дневные и вечерние эфиры. В эти эфиры приходят корреспонденты издательского дома, которые комментируют новостные поводы, а также приглашенные эксперты. Звукорежиссеры принимают звонки, выстраивают в линейку и по очереди выводят их в эфир. В радиослужбе также работают гостевые редакторы, которые приглашают гостей на эфир; люди, составляющие сетку вещания; музыкальный редактор и редактор, который готовит записанные передачи к эфиру (вырезают какие-то моменты); а также люди, которые сидят за пультом вещания.

Около 60 человек работают на телевидении. Это монтажеры, режиссеры, художники. В телерадиослужбе "КП" – два редактора и пять профессиональных дикторов. Они сами выбирают новости (преимущественно с сайта) и переписывают их для ТВ.

При создании собственного радио требуется гораздо меньше сотрудников, чем при создании ТВ. Если есть толковый радиоинженер и редактор, то для создания радио этого вполне достаточно, во всяком случае на начальном этапе.

В "МК" появилась съемочная группа, которая состоит из инициативных студентов факультетов журналистики и других вузов. Руководитель группы – профессиональный журналист с опытом работы на региональном телевидении.

При развитии телевидения в ИД "Комсомольская правда" допустили ошибку, привлекая, сторонних специалистов, которые не приживались на уровне концепций, они делали чужеродный продукт. Как отмечает О. Носова, "продукт под названием “КП” должен вести человек из издательского дома. Это уникальный продукт и его могут делать люди, которые выросли в газете. Поэтому Дятлов, зам главного редактора, который уже много лет работает в газете, сейчас и руководит нашей Телерадиослужбой"[1].

При объединении редакций одной из основных является проблема создания единой редакционно-издательской системы. Например, в "Ведомостях" газетчики и интернет-служба работают в одном ньюзруме, летучек не проводят, экономят время – все сидят в едином пространстве и общаются между собой. Но пока это две разные команды: издательская система газеты и система сайта – это две разные системы. Чтобы люди были одной командой, они должны работать в едином технологическом пространстве.