Организация негосударственного регулирования ВЭД

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1

"О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" образуются на основе добровольного объединения не менее 15 учредителей на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации на съезде или общем собрании.

Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

Торгово-промышленная палата является юридическим лицом. Она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной и торговой инфраструктуры; всемерному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленная палата выполняет следующие задачи:

• оказание помощи российским предпринимателям и предприятиям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

• организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

• содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

• оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

• содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

• принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;

• содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

• предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Региональные торгово-промышленные палаты являются членами Торгово-промышленной палаты (ТПП)

Российской Федерации, которая выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для осуществления представительских функций как в стране, так и за границей.

При Торгово-промышленной палате Российской Федерации функционируют следующие акционерные общества, объединения и предприятия: ОАО "Центр международной торговли", ЗАО "Экспоцентр", АНО "Союзэкспертиза" (СОЭКС), ООО ИА "ТПП-Информ", ООО "Союзпатент", ООО "Экспертиза собственности" (ООО "ЭКСО"), ООО "ПРОМИПЭКСПО", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при ТПП РФ" (НП "СОАУ" ТПП РФ) и др.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров, Спортивный арбитраж. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Зарубежные и российские акционерные общества и компании осуществляют страхование на основе соглашений, в которых определяется система выплаты полисов и оплаты страховых премий; характер взаимоотношений сторон при поступлении страхового случая.

Наиболее известной в России страховой организацией является акционерное общество "Ингосстрах", осуществляющее страхование грузов, перевозимых всеми видами транспорта.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий, и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, например в странах Евросоюза. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к поставкам готовой продукции.

Данная идеология нашла отражение и в практике работы Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле. Свою деятельность она начала 1 января 1995 г. Секретариат ВТО располагается в Женеве.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения членов организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин и устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами, услугами.

К основным функциям ВТО относятся:

• регулирование и осуществление многосторонних торговых соглашений с членами ВТО;

• функционирование в качестве форума для многосторонних торговых переговоров;

• поиск путей урегулирования торговых споров;

• контроль над национальной торговой политикой;

• сотрудничество с другими международными учреждениями, участвующими в формировании глобальной экономической политики.

Принципы деятельности ВТО следующие: а) предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; б) взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; в) регулирование торговли преимущественно тарифными методами; г) отказ от использования количественных ограничений; д) транспарентность (прозрачность) торговой политики; е) разрешение споров путем консультаций и переговоров.

Страны – члены ВТО имеют обязательство по выполнению почти 30 основных соглашений и нормативных актов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС), которыми в своей деятельности руководствуются более 90% участников мировой торговли товарами и услугами.

Высшим органом управления ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

Министерская конференция ВТО регулярно пересматривает и учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде. Министерская конференция ВТО назначает Генерального директора ВТО, которому поручено комплектование состава сотрудников Секретариата ВТО и определение их обязанностей и условий прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В ВТО решения принимаются на основе консенсуса, а в случае его отсутствия – путем голосования. В настоящее время полноправными членами ВТО являются почти 150 государств, а еще более 10 стран имеют статус наблюдателя.

Главные преимущества участия России в ВТО заключаются в следующем:

• наличие более благоприятных – недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм ВЭД;

• доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров как весьма эффективному инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

• внедрение на основе правил и норм ВТО в российскую практику ВЭД международного опыта в области регулирования торговли;

• развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры российского экспорта;

• обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы о регулировании торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. Например, в США налаживанием и регулированием внешнеэкономических связей занимаются государственный департамент, министерства торговли, финансов, земледелия. Президент США имеет право устанавливать таможенные тарифы, вводить эмбарго. В ФРГ ВЭД регулируют федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. В Японии эти же задачи решает Министерство внешней торговли и промышленности.

В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Известны следующие основные международные организации: Международная торговая палата (МТП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ), Морская международная организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВОТ), Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), Европейское агентство по координации научных исследований (Эврика), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Система электронной передачи информации по международным расчетам (СВИФТ), Единая система внешнеэкономической информации (ЕСВИ), Соглашение западноевропейских железных дорог по перевозке грузов и пассажиров (КОТИФ).

Всего же в мире насчитывается более сорока организаций подобного рода, и весьма важным условием успешного управления государственными и частными внешнеторговыми предприятиями является участие российских представителей бизнеса в работе как можно большего числа этих международных организаций.