Организация надзора за исполнением законов на транспорте

Данный надзор осуществляется в соответствии с приказами Генпрокурора РФ от 01.02.2007 № 22 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности", от 12.10.2007 № 167 "Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе", от 15.07.2011 № 211, от 07.12.2007 № 195, от 07.05.2008 № 84 и др.

Осуществление надзора за исполнением законов на транспорте возложено на специализированные транспортные прокуратуры, так как управление транспортом строится по иным правилам, чем управление территориальными образованиями. Система транспортных прокуратур возглавляется управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генпрокуратуры РФ и состоит из восьми региональных транспортных прокуратур (на правах прокуратур субъектов РФ) и подчиненных им транспортных прокуратур районного звена.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84 региональные транспортные прокуроры осуществляют: а) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; б) надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере; в) надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Минобороны России и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте, а также за законностью осуществления ОРД, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, подразделениями СК РФ на транспорте; г) рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства; д) обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями; е) участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе; ж) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте; з) анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры; и) руководство деятельностью районных транспортных прокуратур; к) взаимодействие со СМИ.

От транспортных прокуроров требуется: а) обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер по борьбе с преступностью, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией. Практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний; б) при поддержании государственного обвинения, участии в рассмотрении гражданских и арбитражных дел руководствоваться требованиями приказов и указаний Генпрокурора РФ о взаимозаменяемости и согласованности действий; в) в случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных прокуратур в районе совершения преступления или чрезвычайного происшествия обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями СК РФ, в том числе при решении вопроса о передаче по подследственности материалов и уголовных дел в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке; г) осуществлять организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами.

Аналитическая работа транспортного прокурора проводится на основе данных, содержащихся: а) в формах статистической отчетности "ОНТ" (содержит основные показатели работы транспортной прокуратуры отдельно в сфере железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в том числе надзора за исполнением законов о собственности; труде, включая охрану труда и предупреждение производственного травматизма; о защите прав пассажиров, безопасности на транспорте, противодействии терроризму и др., "Отчет о работе прокурора по противодействию коррупции" (форма "К") и др.; б) в информации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; административных комиссий; органов внутренних дел на транспорте, Межгосударственного авиационного комитета, судебных, налоговых, таможенных органов; территориальных органов Ространснадзора[1], Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора, юридических лиц и граждан; в) в материалах коллегий Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, докладах МАК.

При анализе состояния законности на транспорте используется отчетность: а) утвержденные приказом Росстата от 06.09.2012 № 480 формы № 2-ТР (жел) – "Сведения об использовании подвижного состава не входящими в состав ОАО “РЖД” операторами и владельцами", № 1-ТР (мор) – "Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте", № 1-ТР (вод) – "Сведения о перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте", № 1-море – "Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом", № 1-река – "Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом", № 10-ГА (срочная) – "Сведения об авиаработах", № 31-ГА (срочная) – "Сведения о выполнении расписания (плана) прибытий собственных (приписных) самолетов, вертолетов в конечный пункт рейса"; б) в сфере труда на транспорте: № 1-т (условия труда) – "Состояние условий труда и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" (утв. приказом Росстата от 24.07.2012 № 407), № 7-травматизм – "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" (утв. приказом Росстата от 19.06.2013 № 216), № П-4 – "Численность и начисленная заработная плата работников по России" (утв. приказом Росстата от 24.07.2012 № 407); в) в сфере экономики на транспорте: № 1 -АЭ – "Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики" (утв. приказом Росстата от 27.07.2012 № 422), № 1-разрешение – "Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию" (утв. приказом Росстата от 03.08.2011 № 343), № 1-торги – "Сведения о проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утв. приказом Росстата от 30.08.2012 № 473), № П-3 – "Сведения о финансовом состоянии организации" (утв. приказом Росстата от 27.07.2012 №423), № 1-РП (срочная) – "Сведения о состоянии расчетов за выполненные работы (услуги), за отгруженную продукцию" (утв. приказом Росстата от 03.08.2011 № 344, № 3-Ф – "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" (утв. приказом Росстата от 24.07.2012 № 407); № П-1 – "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (утв. приказом Росстата от 14.10.2009 № 226).

Данные об аварийности на воздушном транспорте содержатся в форме статотчетности 35-ГА "Сведения о происшествиях с самолетами и вертолетами" (утв. постановлением Госкомстата России от 28.04.2001 № 33). Приказом Росстата от 31.10.2012 № 580 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минтрансом России статистического наблюдения за деятельностью организаций водного транспорта") предусмотрена, в частности, форма статотчетности № 24-ВТ "Сведения об аварийности на внутренних судоходных путях Российской Федерации", приказом от 29.12.2010 № 473 – форма № 52-М (суд) "Сведения об аварийности на море". Они содержат сведения об аварийных происшествиях на водном транспорте, числе пострадавших, о поврежденных судах, причиненном ущербе.

В территориальных агентствах по управлению имуществом истребуются сведения о допущенных нарушениях законодательства в процессе приватизации транспортных предприятий; исках об отмене незаконных решений о приватизации; привлечении к ответственности виновных должностных лиц и др. В налоговых органах – данные о проведенных проверках организаций транспорта, выявленных нарушениях и принятых мерах; количестве должностных лиц, привлеченных к административной ответственности; о суммах наложенных и взысканных с юридических лиц административных штрафов и недоимок; приостановленных операциях предприятий, учреждений и граждан по расчетным и другим счетам в банках в связи с нарушениями законодательства; о предъявленных в суды исках о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными, взыскании сумм, неосновательно приобретенных в результате незаконных сделок, и др.