Организация международных перевозок грузов автомобильным транспортом

В течение длительного времени участие автомобильного транспорта в международных перевозках грузов сводилось к подвозу груза к железным дорогам или портам и доставке его с железнодорожных станций и из портов получателям. Однако, начиная с 1960-х гг., автомобильный транспорт постепенно начал играть большую роль в обеспечении перевозок грузов. Значительная роль в перевозках грузов принадлежит ему и сейчас. Л что касается международных перевозок, то в торговле России с некоторыми странами Западной Европы он занял ведущее положение.

Во внешней торговле России автомобильный транспорт ежегодно перевозит 2–3% грузов. Столь небольшой процент объясняется тем, что данный вид транспорта используется почти исключительно для перевозки готовой продукции, а ее масса невелика. Если взять стоимостной показатель работы автомобильного транспорта в международных сообщениях, то его доля окажется существенно выше.

Основную долю перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении осуществляют специализированные автотранспортные предприятия. Автомобильные перевозки осуществляются многими экспедиторскими организациями. Возможно осуществление перевозок, в том числе и международных, собственным автотранспортом предприятий. В организации и осуществлении международных автомобильных перевозок участвуют иностранные автомобильные предприятия.

Общий контроль за осуществлением грузовых автоперевозок осуществляет Департамент государственной политики и в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранс России. В рамках Департамента действует лицензионная комиссия, занимающаяся выдачей лицензий на осуществление автоперевозок. В случае если автомобильное предприятие осуществляет международные автоперевозки, то ему необходимо получить также лицензию Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП).

АСМАГТ активно работает в области международных автоперевозок. В частности, ассоциация предлагает:

• консультирование по вопросам организации и осуществления международных автомобильных перевозок:

• обеспечение необходимыми документами, регламентирующими выполнение международных перевозок;

• выдачу разрешений на поездку за рубеж;

• обеспечение необходимой товарно-транспортной и таможенной документацией;

• страхование владельца автотранспортных средств и автоперевозчика;

• обеспечение справочной и научно-методической литературой;

• оказание помощи в установлении деловых контактов и сотрудничества с зарубежными и отечественными партнерами;

• организацию подготовки водителей-международников;

• выдачу свидетельств, подтверждающих профессиональную пригодность перевозчика, для получения лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ договора на автомобильную перевозку

Независимо от того, российская или иностранная компания осуществляет автомобильную перевозку, отношения с ней строятся на основании договора. Договор может быть заключен с перевозчиком как отправителем, так и получателем товара.

Структура договора имеет стандартное для подобного рода документов ОГЛАВЛЕНИЕ и состоит из следующих основных разделов:

• предмет договора;

• обязанности сторон;

• оплата и порядок расчетов;

• ответственность сторон;

• иски и претензии, арбитраж;

• прочие условия;

• юридические адреса сторон и банковские реквизиты.

Основным обязательством перевозчика по договору является доставка товара в указанное отправителем место и в обусловленные сроки. Указываются сроки предъявления заявок на подвижной состав. Заказчик обязан подать в оговоренные сроки заявку на автотранспортное средство, предъявить обусловленное количество груза и оплатить цену перевозки. Еще одной обязанностью грузовладельца является необходимость своевременной загрузки и разгрузки автотранспортных средств.

Весьма важный фактор – стоимость перевозки и порядок оплаты. В договоре, как правило, приводится фиксированная сумма оплаты каждой конкретной перевозки. Оплата производится против счетов, которые выставляет перевозчик заказчику. Если клиент оказывается новым для данной транспортной компании, то обычно перевозчик ставит условие о предоплате или выплате аванса.

Тарифы за перевозку устанавливаются по принципу базовой расчетной ставки и надбавок. Базовым считается автомобиль грузоподъемностью 23 т с объемом кузова 68 куб. м. Надбавки применяются:

• за использование специального подвижного состава (надбавка за рефрижератор – 10–5% к базовой цене);

• за использование состава повышенной кубатурности (полуприцеп "Джумбо" – надбавка 10–15%);

• за использование автомобильных платформ-низкорамников (надбавка 70%, так как вероятность обратного груза очень мала и требуется разрешение на проезд по отдельным участкам дорог);

• за негабаритность и тяжеловесность груза;

• за срочность перевозки, вплоть до 50%, если подача подвижного состава должна произойти за 24 ч с момента подачи заявки.

В современных условиях договорных отношений между клиентом и перевозчиком при расчете провозной платы расстояние исчисляется по кратчайшему маршруту, за исключением тех случаев, когда это невозможно по дорожным условиям или обстоятельствам. По территории России платежи осуществляются в рублях; по территории стран СНГ оплата возможна в рублях (по территории Беларуси) и в валюте; по европейским странам только в валюте.

Ставки тарифов при международных автомобильных перевозках регулярно пересматриваются предприятиями. На их величину влияют различные факторы, в том числе и общеэкономического характера: инфляция, положение на рынке автоперевозок, конъюнктура рынка и пр. В тарифах могут устанавливаться размеры штрафов, например, за неправильное оформление товарно-транспортной накладной и другие нарушения условий перевозки.

Стороны несут материальную ответственность за несоблюдение условий договора. Каждая из сторон должна точно и своевременно исполнять условия договора и способствовать его выполнению другой стороной. Перевозчик несет ответственность за убытки, причиненные заказчику вследствие ненадлежащего выполнения договора, а также при полной или частичной утрате, повреждении груза, ухудшении его качества и несоблюдении сроков доставки.

Заказчик несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие ненадлежащего исполнения договора, за невыполнение условий конкретных договоров перевозки и за необоснованный отказ в оплате.

Претензии по договору должны подаваться в установленные сторонами сроки. Датой предъявления претензии является дата штемпеля почтового отправления. Сторона, получившая претензию, должна рассмотреть ее и оповестить о своем решении партнера в сроки, также определяемые договором. В случае отклонении претензии заявляющая сторона имеет право обратиться в арбитраж. В случае если сторонами договора являются российские компании, чаще всего арбитром выступает Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

Прочие условия договора касаются в основном времени вступления его в силу, сроков действия и окончания, а также расторжения по инициативе какой-либо из сторон. Все изменения и дополнения к договору действительны только в случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на это лицами.

Заключая договор с автотранспортной компанией, заказчик должен понимать, что юридической основой международной автомобильной перевозки является Конвенция о договоре дорожной перевозки груза (КДПГ), а потому ОГЛАВЛЕНИЕ договора не должно противоречить ее основным положениям. Вопросы пересечения автотранспортом границ решаются Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (TIR). Об этих важнейших конвенциях пойдет речь ниже.