Организация и методы педагогического образования

В педвузах основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. Особенно привержены такой организации обучения педвузы России и Японии. Есть специфические традиции. К примеру, в Великобритании практикуются занятия студентов с персонально прикрепленными преподавателями – тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями. Тьюторы не только передают знания, но и учат самостоятельно действовать и мыслить.

Предпринимаются попытки обосновать и практиковать нетрадиционные организацию и методы педагогического образования. Так, российский ученый В. А. Сластенин предлагает поощрять проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссий, в процессе преодоления трудностей, связанных с усвоением знаний: рекомендуется в процессе преподавания проектировать конфликтные педагогические ситуации и искать выход из них. Немецкие педагоги К. Зейхер и К. Тейтельбаум говорят о необходимости путем персонализированного и индивидуально ориентированного педагогического образования обеспечить глубокие и обширные знания, которые "помогут учителю вовлечь ученика в сложный познавательный процесс".

Популярность приобретают новые технологии обучения будущих педагогов: дискуссии, моделирование, ролевые игры, микропреподавание, технические средства, бригадно-индивидуальное обучение, взаимное обучение, модульное обучение и пр. Так, в некоторых вузах США проводят аттестацию студентов с помощью компьютерных программ. Компьютерная аттестация разбита на несколько этапов. У первокурсников пытаются определить, обладают ли они достаточными базовыми знаниями, верно ли ими выбрана будущая профессия. На предпоследнем курсе компьютер "беседует" со студентами, ставя общеобразовательные и педагогические проблемы. И, наконец, выпускникам предлагается проверить академические и педагогические знания и умения (например, при разборе ситуации, с которой может столкнуться школьный учитель). При моделировании и ролевых играх студенты могут изображать школьный класс. Микропреподавание означает создание маломасштабной ситуации со всеми компонентами обучения. На курсах педагогического мастерства уделяется внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обращаться к школьнику с просьбами в следующих формулировках: "Попробуй, это интересно и должно тебе понравиться", "Тебе это пригодится", "Если ты это сделаешь, будешь чувствовать себя хорошо" и пр. Одновременно предостерегают от слов, которые могут вызвать негативную реакцию ребенка: угроза наказания, ссылка на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед сверстниками и пр.

В педагогических колледжах Англии прибегают к персонализированному обучению, суть которого состоит в том, что материал курса разбивается на фрагменты. Студент самостоятельно изучает учебный материал и, решив, что овладел им, выполняет "тест готовности"; переход к очередному фрагменту возможен лишь после высокой оценки за предыдущий. Модульное обучение, которое также практикуется в Англии, отличается от персонализированного в частности тем, что предусматривает групповые занятия.