Организация контроля и оценки в подростковой школе

Учебные действия контроля и оценки на подростковом этапе образования также претерпевают качественные изменения. Если на начальных этапах (1–6 классы) контрольнооценочные действия были целиком подчинены определению соответствия способа действия объективным условиям решаемой задачи, то на этапе подростковой школы (7–9 классы) целью контроля и оценки со стороны учащихся должно стать выявление субъективных возможностей выполнения того или иного действия.

Рефлексия на этом этапе становится основой личностной самооценки, придающей учебной деятельности смысл самоизменения.

ОГЛАВЛЕНИЕм контроля и оценки со стороны учащихся должны стать, с одной стороны, качество овладения минимальными предметным ОГЛАВЛЕНИЕм, предусмотренным учебной программой: что я знаю и умею? как это проверить? какие задания выбрать для отработки навыка? нужна ли мне помощь (мастерская)? могу ли я уже сдать зачет?

С другой стороны, ОГЛАВЛЕНИЕм контроля и оценки становится личный выбор школьника и качество выполнения самостоятельной работы: на каком материале я могу опробовать свои новые возможности? что я могу считать своими личными достижениями? и т.п.

В связи с этим вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должны стать:

– выбор заданий для самостоятельной работы над темой;

– способ работы учащихся с тематическими оценочными листами;

– построение индивидуальных "карт" движения в учебных предметах;

– поиск путей ликвидации пробелов и трудностей;

- выбор "пространства" действия (мастерская, библиотека, лаборатория и т.п.);

– определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной проработки учебного материала;

– оценка готовности к сдаче зачета по теме;

– способы работы учеников с различными источниками информации;

– использование ими разнообразных моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи;

– способность сравнения замысла и реализации;

– умение планировать и проводить самостоятельные исследования;

– работа над проектами.

При условии целенаправленной работы в этом направлении подростки постепенно могут переходить в автономный режим работы между учебными блоками. Учитель в таком режиме вмешивается в учебный процесс лишь но запросу подростка.

Основными формами социальной оценки деятельности учащихся в подростковой школе становятся:

– открытое представление и защита учащимися результатов своей учебной работы как форма аттестации за определенный период времени (учебный блок, год и т.д.). Такой отчет может включать в себя результаты всей образовательной деятельности ученика во всех ее видах и формах и проходит обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребенка, в которых принимают участие учителя, одноклассники, возможно, родители;

– построение индивидуальных образовательных маршрутов учащимися на "карте" учебного предмета, способы его отслеживания и контроля;

– "портфель" ученика как инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственности деятельности.

Таким образом, в подростковой школе должна сохраниться линия ненормативных систем оценивания, остается в силе принцип оценивания учащихся по результатам их собственного продвижения.

Что касается введения нормативной оценки (отметки) как одной из форм оценивания, то она должна появляться при возникновении у школьника внутренней потребности в ней как в некотором индикаторе его успехов относительно сверстников. Роль нормативного оценивания возрастает по мере приближения ребенка к завершению подросткового этапа образования. Однако ее возможности крайне ограничены, ибо не позволяют учащемуся получить развернутое представление о своем реальном продвижении в образовании. Поэтому в рамках эксперимента мы продолжаем искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими качественными способами оценивания. Качественная оценка должна фиксировать: успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения.

Итак, центральными проблемами в реализации контрольно-оценочной деятельности на этапе подростковой школы являются:

– сохранение безотметочной (пятибалльной) системы оценивания на втором этапе общего образования;

– включение контрольно-оценочной самостоятельности, сформированной в начальной школе, в индивидуальную учебную деятельность подростка;

– освоение новых форм оценивания, направленных на дальнейшее развитие способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей;

– уменьшение влияния учителя на собственную контрольно-оценочную деятельность подростка, переход учителя в тьюторскую позицию по отношению к учащимся (работа по "запросу" ученика).