Организация и компетенция полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Федеральный закон "О полиции" [122]. Деятельность полиции регулируют нормативные правовые акты Президента РФ, в частности Указ Президента РФ -Вопросы (цианизации полиции" [226]. В области полиции действуют нормативные акты Правительства РФ и нормативные правовые акты МВД России. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют министр внутренних дел РФ, руководители территориальных органов внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждены должности заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства - начальника полиции.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются МВД России.

Полиция предназначена для: а) защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; б) противодействия преступности; в) охраны общественного порядка и собственности; г) обеспечения общественной безопасности. Полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Основными направлениями деятельности полиции являются: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением федерального законодательства в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением федерального законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Федеральный закон установил следующие принципы деятельности полиции: 1) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) беспристрастность; 4) открытость и публичность; 5) общественное доверие и поддержка граждан;

6) взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;

7) использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [122. Гл. 2, ст. 5-11].

Федеральный закон возложил на полицию многочисленные обязанности [122. Ст. 12]. Президент РФ своим указом конкретизировал их применительно к подразделениям полиции и возложил на них следующие обязанности: 1) прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; 2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; 3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; 5) обеспечение безопасности дорожного движения; 6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных федеральным законодательством к подведомственности полиции; 7) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; 9) обеспечение собственной безопасности; 10) осуществление лицензионно-разрешительной работы; 11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; 12) государственную охрану объектов, а также охрану имущества граждан и организаций; 13) государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; 14) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; 15) ОГЛАВЛЕНИЕ, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; 16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; 17) подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников полиции; 18) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и с Генеральным секретариатом Интерпола [ 226. П. 1|.

Для выполнения возложенных на полицию обязанностей федеральный закон предоставил ей права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, должностных лиц и общественных объединений; 2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; 3) проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с федеральным законодательством; 4) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами; 5) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 6) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия; 7) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации таких лиц; 8) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; 9) доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; 10) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсору либо ядовитые или радиоактивные вещества; 11) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ [122. Ст. 13].

В Федеральном законе "О полиции" урегулированы вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения и физической силы, специальных средств, оружия [122. Гл. 4 и 5, ст. 14-17 и 18-24]. Указанный Закон устанавливает условия и порядок применения полицией таких мер государственного принуждения, как: а) задержание; б) вхождение (проникновение) в жильте и иные помещения, на земельные участки и территории; в) оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; г) формирование и ведение банков данных о гражданах [122. Ст. 14-17].

В Федеральном законе "О полиции" установлен исчерпывающий перечень всех специальных средств, которые вправе применять полиция, а также указаны порядок, правовые основания, запреты и ограничения их применения. К таким средствам отнесены: 1) палки специальные; 2) специальные газовые средства; 3) средства ограничения подвижности; 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства; 5) электрошоковые устройства; 6) светошоковые устройства; 7) служебные животные; 8) световые и акустические специальные средства; 9) средства принудительной остановки транспорта; 10) средства сковывания движения; 11) водометы; 12) бронемашины; 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; 14) средства разрушения преград; 15) огнестрельное оружие [122. Ст. 18-24].