Организация инновационного проекта

В системе организации инновационного проекта используются следующие понятия: проектная документация, стандарт предприятия о проектах, устав проекта, план управления проектом, бизнес-план проекта, бюджет проекта, участники проекта, проектные команды, становление профессии менеджер проекта.

Проектная документация

Практика создания методик и руководств по управлению проектами широко распространена в крупнейших западных компаниях, например в IBM, "Оракл", "Андерсен Консалтинг", "Сименс" и др. В их основе лежат документы общего характера, определяемые как "рамочные" документы. Такие, как Project Management Body of Knowledge (PMBOK) Американского института управления проектами (PMI), признаваемый многими международным стандартом де-факто, и стандарт ISO 10 006, придавший ряду наиболее важных положений PMBOK статус стандарта де-юре.

Строгой регламентации в этом деле пока нет, поэтому сами предприятия устанавливают свой состав документов, зачастую используя разные названия для одних и тех же документов. Однако можно назвать ряд основополагающих и широко распространенных документов: Стандарт предприятия о проектах, Устав проекта, План управления проектом, Бизнес-план проекта. Бюджет проекта, Сетевая модель проекта.

Стандарт предприятия о проектах. Стандарт предприятия определяет совокупность проектных документов, объясняющих и предписывающих, как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких документов и шаблонов нужно выполнять различные действия в процессе открытия и управления проектами и их завершения.

Устав проекта. Устав проекта (Project Charter) — документ, разработанный вышестоящей администрацией фирмы, который предоставляет менеджеру проекта право использовать ресурсы организации для выполнения работ проекта.

План управления проектом. План управления проектом (Project Management Plan) — основополагающий для действий документ, с которого начинается любой проект. Содержит согласованное всеми участниками документально зафиксированное представление о проекте. Используется в инвестиционных проектах Мастер-план проекта наряду с бизнес-планом.

Переход от "рамочных" документов к стандарту предприятия состоит в их специализации и детализации, учитывающих особенности фирм.

Специализация — это включение в стандарт предприятия положений, учитывающих специфику проектной направленности и деятельности (исследовательской, разрабатывающей, производственной, маркетинговой и торговой, логистической и сервисной, ИТ, строительной, транспортной, электронной и машиностроительной, фармацевтической, энергетике и т.п.).

Детализация — это установленная степень глубины разработки и реализации проекта, что выражается, в конечном счете, в установлении количества документов проекта, которое может быть от нескольких десятков до нескольких сотен.

Структура стандарта по управлению проектами включает несколько уровней:

1) политика предприятия;

2) классификация выполняемых инновационных проектов и типовые ситуации;

3) процедуры и инструменты управления инновационными проектами;

4) детальные инструкции — технологии выполнения операций и работ;

5) используемые и рекомендуемые шаблоны документов (рис. 107).

Рис. 107. Структура стандарта управления инновационными проектами (ИП) предприятия

План управления проектом имеет следующее ОГЛАВЛЕНИЕ.

- ОГЛАВЛЕНИЕ и границы проекта — цели и задачи проекта, результаты и продукты, критерии оценки выполнения, инновационный спрос.

- Основные события проекта — его ключевые вехи. Плановый бюджет проекта.

- Предположения и ограничения, на основе которых делались оценки сроков выполнения, трудоемкости работ проекта, стоимости и начальных рисков.

- Требования и стандарты — регламентирующие документы, положения, которые необходимо соблюдать.

- Подходы к выполнению проекта — концепция предполагаемого решения (возможны альтернативные варианты), методы разработки и информационные технологии.

- Организационная структура — участники и распределение ответственности и обязанностей, функций. Управление проектной документацией и конфигурацией изделий, перечень используемых шаблонов документов.

- Управление отклонениями и изменениями — процедуры работы с рисками, с возникающими проблемами. Обеспечение качества. Контроль и отчетность.

Бизнес-план проекта. Бизнес-план проекта предназначен для обоснования заявки и на инвестиции, необходимые для выполнения проекта. Включает следующие разделы.

1. Резюме.

2. Бизнес-идея (инновационный замысел), описание инновационного продукта, сбор и анализ информации о продукции и услугах.

3. Описание рынка сбыта.

4. Характеристика предприятия и отрасли.

5. Определение потребности в ресурсах и способов обеспечения.

6. Расчет потребного капитала и источников финансирования, краткая информация о финансовом плане.

7. Направленность и масштаб проекта, расчет эффективности проекта.

8. Организационная структура, обеспечивающая успешный ход выполнения проекта.

9. Риски и гарантии.

10. Приложения.

Бюджет проекта. Бюджет проекта — это утвержденное и запланированное распределение финансовых средств проекта по различным основаниям: статьям затрат, временным периодам, участникам проекта, решаемым задачам, компонентам ожидаемых результатов, элементам организационной структуры и т.п. Это сметная стоимость, распределенная по периодам выполнения проекта.