Организация глазами работника. Реалистическое представление места работы будущему работнику

"Многие претенденты на рабочее место обладают нереалистическими ожиданиями относительно предполагаемой работы и работодателя. Это ошибочное восприятие может иметь негативные последствия, хотя оно зачастую поддерживается интервьюерами, рисующими неверное – в розовых тонах – представление о компании. Эта практика приводит к тому, что люди оказываются не соответствующими требованиям должностей. Проблема осложняется, когда кандидаты преувеличивают свои собственные качества. Чтобы скорректировать ситуацию, работодателю на ранних этапах отборочного процесса, несомненно, прежде чем делается предложение работы, следует предоставить кандидатам предварительное реалистическое описание работы.

Реалистическое предварительное рассмотрение работы (РПРР) включает предоставление кандидату в объективном свете как положительной, так и негативной информации о работе. РПРР передает информацию о задачах, которые будет выполнять человек, и о типе поведения, который требуется для того, чтобы подойти организации и оставаться верным политике компании и ее образу действия. Этот подход помогает кандидатам получить более точное представление о работе и фирме. Хотя не все исследования подтвердили эффективность предварительного рассмотрения работы с практической точки зрения, сторонники этой методики утверждают, что РПРР сравнительно недорогой в отношении разработки и применения метод и что отдача от его применения может оказаться значительной, если учитывать снижение затрат на отбор и текучесть рабочей силы. Кроме того, работодатель получает выгоды от честного и этичного поведения"[1].

Намереваясь вступить в достаточно длительные трудовые отношения с организацией, претендент на вакансию должен изрядно потрудиться, чтобы заблаговременно разузнать все, что можно узнать об организации и, по возможности, наиболее точно представить, что его ожидает в этой организации.

Что же должно интересовать претендента на вакансию в конкретной организации? Ожидания работника касаются содержания и условий будущего труда и трудового окружения. Образ организации, который сформируется у работника по результатам предварительного поиска необходимой информации и в процессе прохождения этапов подбора, может быть ближе или дальше от реальности, которая встретит его на рабочем месте, при этом образ будет связан с индивидуальностью самого работника, расстановкой им самим приоритетов качеств и параметров организации. Меньше предварительные усилия – получится более обобщенный и простой образ организации, больше усилий – вероятно, получится более точный образ, а вероятность последующих разочарований будет меньше.

Согласно концепции обогащения труда Хэкмена и Олдхэма, чтобы быть привлекательной для работника, работа должна содержать такие элементы, как законченность, значимость, самостоятельность, разнообразие навыков, обратная связь. Правомерно добавить: работа должна содержать интерес и вызов, возможности для развития, быть стабильной, предсказуемой.

Приведем обобщенный перечень параметров организации, которые следует принимать во внимание работнику при выборе места работы.

• Условия работы: заработная плата, социальный пакет.

• Профессиональное развитие.

• Карьерный рост.

• Репутация компании на рынке.

• Бренд, уровень и масштаб компании.

• Атмосфера в коллективе.

• Личность непосредственного руководителя[2].

• Несколько более подробный состав качеств организации, которые могут интересовать работника, может быть представлен следующим образом.

Заработная плата. Размер среднемесячного дохода. Составляющие зарплаты: оклад, премии, бонусы, комиссионные, надбавки. График и порядок выплат. Белая зарплата или серая, премиальный фонд.

Специфика и характер работы. Интересность работы, разнообразие выполняемых функций, наличие должностных инструкций. Характер работы: разъездная, с людьми, "бумажная" работа.

Стабильность занятости. Вероятность постоянной занятости в этой организации в течение желаемого промежутка времени.

Местоположение. Близость работы от места проживания, удаленность компании от метро.

Время, потраченное на дорогу.

Условия работы. Расположение, оборудование и техника на рабочем месте. Уровень комфорта на рабочем месте.

Коллектив. Рабочая атмосфера, общий настрой в коллективе, возможность помощи и наставничества для новичков. Количество сотрудников и состав: женский, мужской или смешанный.

Репутация компании. Престиж и возраст компании, ее место на рынке, сфера деятельности, стабильность.

Обучение и перспективы карьерного роста. Бесплатное повышение квалификации, тренинги, курсы. Возможность продвижения по карьерной лестнице.

Льготы и дополнительные условия. Компенсация затрат или скидки на: питание, проезд, мобильный телефон, спорт, товары или услуги самой компании. Наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ социальных программ типа ДМС, пенсионных.

Особенности руководства. Личность и стиль непосредственного руководителя и наличие других руководителей. Общий стиль управления в организации.

Корпоративная культура. Внутренний регламент, dress-код, традиции, обычаи, герои, мифы, легенды, образцы поведения, тип культуры организации и подразделения, проведение праздников, тип культуры, корпоративный стиль[3].