Значение лидерства

"Как может быть, что коллективный коэффициент умственного развития (IQ) команды менеджеров равен 63, тогда как индивидуальный показатель у каждого нс менее 120? Этот парадокс может устранить только дисциплина группового обучения"[1]. Оставим пока в стороне групповое обучение как один из путей повышения группового интеллекта (кого учить, чему и как – это достаточно сложные вопросы). Обычно недостаток интеллекта в группе объясняется несформированностью таких качеств продуктивной команды, как единство целей (причем общие цели команды преобладают над личными целями ее членов), совместимость, сплоченность, коллективная ответственность, взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимопонимание, разнообразие и т.п.

У каждого члена рабочей команды (а речь идет именно о таком типе команд, т.е. о командах, функционирующих в хозяйственных организациях, в бизнесе) имеется трудовой потенциал, определяемый как система взаимосвязанных качеств, свойств, способностей, заложенных и поддающихся развитию возможностей, которые могут быть использованы на благо самого человека и организации, в которой он работает. Для лучшего понимания этого сложного явления представим трудовой потенциал как совокупность таких элементов, как профессионально-квалификационный потенциал, нравственно-мотивационный потенциал, психофизиологический потенциал (физическое и психическое здоровье), творческий (креативный) потенциал, коммуникативный потенциал, лидерский потенциал, ассертивность (уверенность в себе), административный потенциал, гибкость, потенциал к развитию. Трудовой потенциал можно считать близким к понятию "человеческий капитал". Так что же может произойти с личностными потенциалами членов группы?

Представим, что наша группа состоит всего из двух человек, потенциал (пусть физическая сила) которых по каждому измерению примерно одинаков. Его можно изобразить вектором. Потенциал членов группы может складываться, умножаться, вычитаться, при этом существенно и направление векторов, т.е. наличие или отсутствие общей цели, общих устремлений.

При полном совпадении направления векторов может произойти не только их сложение, но и умножение. Это явление хорошо известно: в продуктивно работающей группе, например в условиях "мозговой атаки", происходит "взаимный интеллектуальный разогрев" и озарение, или инсайт, когда находится не просто решение, а блестящее решение.

"Нечеловеческий" пример: американцы обнаружили, что два вола, каждый из которых мог перевезти груз в 4,5 тыс. фунтов, вместе при грамотном управлении смогли перевезти груз весом в 11 тыс. фунтов.

При взаимодействии потенциалов возможны такие варианты, которые показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Взаимодействие потенциалов двух людей

Вариант а: совместный потенциал сравнительно невелик, но все же больше, чем потенциал индивидуума. В этом случае возможны решения "чуть в стороне" от желаемого, но при этом и нахождение новых полезных результатов. Например, не удалось найти решение по увеличению размера прибыли, но открылась возможность приобрести благоприятный имидж, дающий отдачу в перспективе.

Вариант b: у членов группы разные цели, их не удается полностью примирить, результат есть, но хуже, чем мог бы получить каждый, работая отдельно. Члены группы мешают друг другу.

Вариант с: цели противоположны, результат совместной работы ничтожен. Ситуация похожа на описанную в басне И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука". Возможно наличие латентного, т.е. скрытого конфликта между членами группы.

При совпадении целей, к которым стремятся взаимодействующие стороны, вероятно проявление эффекта синергии, или мультипликационного эффекта, когда совместный результат выше простой суммы слагаемых потенциалов.

Признак команды мечты – частое достижение синергетического эффекта, вдохновенная "игра" коллектива.

Роль лидера в развитии событий по тому или иному сценарию – решающая.

Каждый лидер несет перед членами своей команды ту же ответственность, что и генеральный директор – перед сотрудниками компании, и от ответственности их никто не может освободить.

Исполнение функций по управлению правомерно относится к профессии, разделяемой на специальности и специализации. Считается, что современные страны с развитым рынком вступили в эру так называемого "индустриального общества", в котором главным источником прибавочной стоимости является труд непроизводственных рабочих, как это было в эру индустриального общества, а труд инженерный и управленческий, связанный с принятием решений на основе получаемой и осмысливаемой информации. Наиболее быстрыми темпами возрастает доля мелких и средних предпринимателей, работников управления и вообще умственного труда, наиболее поощряемой формой поведения является инновационное. Доля и численность рабочих в промышленности и количество специальностей по рабочим профессиям падает. Таким образом, увеличение числа управленцев, людей, творчески мыслящих, есть объективный процесс, отражающий уровень развития цивилизации.

Для понимания природы лидерства в конкретном случае необходимо понимать основы, на которой оно базируется. И здесь нужно рассмотреть такие взаимосвязанные явления, как власть, авторитет, влияние.