Организация доставки товаров морским транспортом при импорте

Морские торговые порты получают от капитанов судов или по почте комплект документов на прибывшие импортные грузы, отправленные из иностранных портов. Это коносаменты, манифесты, грузовые планы, на основе которых осуществляются приемка и оформление грузов.

Порт принимает грузы у борта судна по отдельным коносаментным партиям с подсчетом числа мест и проверкой маркировки, определяющей, относится ли тот или иной коносамент к данному грузу. Далее производится сплошная проверка веса импортных грузов, прибывших в поврежденной таре, со следами хищения либо с явным несоответствием фактического веса, обозначенного в коносаменте, а также выборочная или контрольная проверка веса грузов по указаниям грузовладельцев. В необходимых случаях в портах организуется экспертиза качественной и количественной приемки отдельных видов товаров – цитрусовых, мяса, рыбопродуктов, каучука, растительного масла и ряда других скоропортящихся и особорежимных грузов с привлечением экспертов – сюрвейеров.

Приемка грузов портом от судна проводится в форме генерального акта, который составляется после выгрузки и подписывается представителями порта, таможни и судна.

Генеральный акт составляется на весь груз, прибывший на данном судне. В нем указывается число грузовых мест, следовавших на судне согласно судовым документам, и фактическое количество выгруженного и принятого портом груза.

При выявлении повреждений груза, расхождения по его количеству и других недостатков составляется акт-извещение. В нем указываются причины и фактическое состояние груза. Такой документ оформляется по каждой коносаментной партии груза отдельно. Кроме того, предусмотрено составление акта-экспертизы. В данном документе определяется величина убытков организации. Акт-экспертиза составляется сюрвейером по поручению и за счет внешнеэкономической организации.

По поручениям и указаниям организаций внешнеэкономического комплекса их представители в портах – экспедиторы вызывают аварийных комиссаров страховых компаний для составления аварийных сертификатов на недостачу, порчу, потерю грузов и высылают сертификаты этим организациям.

Некоторые контракты на закупку отдельных товаров предусматривают их приемку (по прибытии в порт разгрузки) по количеству и качеству, проведение лабораторных анализов, экспертиз, взятие проб. Проведение этих операций организуется экспедиторами по поручению организаций и осуществляется экспертами-сюрвейерами.

На основании акта-извещения, акта экспертизы и аварийного сертификата предприятие-грузовладелец может составить претензию к виновной стороне. К указанному набору документов следует приложить оригинал коносамента или доказательство того, что судно приняло груз на борт в неповрежденном виде.

Порт ремонтирует тару, поврежденную при перевозке, выгрузке, складировании и погрузке, а в необходимых случаях производит переупаковку товаров, рассортировку их по маркам и сортам, если группы грузов прибыли в смешанном виде. Их прибытие в подобном виде порт актирует совместно с таможней и судовой администрацией. Данная работа порта осуществляется за дополнительную плату за счет заказчика-грузовладельца.

Организации внешнеэкономического комплекса обязаны заблаговременно, т.е. до прихода судна с грузом, выслать порту разнарядку (иными словами, указание) на отгрузку импортных грузов получателям.

В разнарядке указываются название и дата прибытия судна, номер коносамента и заказа, наименование груза, число мест, вес брутто, железная дорога и станция назначения, наличие железнодорожной ветки получателя, грузополучатель, его полный почтовый адрес.

Порты контролируют своевременный вывоз импортных грузов. Они погружают, крепят и сепарируют грузы, отправляемые в крытых вагонах и на открытых платформах, комплектуют и отгружают мелкие партии товаров.

На отгруженные товары порты составляют извещения по каждой "отправке" с приложением железнодорожных квитанций и направляют их в соответствующую организацию внешнеэкономического комплекса. Извещения содержат сведения, указанные в разнарядке, а также дату отгрузки, номер накладной и вагона, число мест, вес брутто.

В приложениях 6–11 (проформы коносамента, ордер, разнарядка, генеральный акт, акт-извещение) представлены формы документов, рассмотренные в данной главе.