Значение и критика учения Бурдье

Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

В научной литературе, причем не только в отечественной, но и в зарубежной, нет адекватной расшифровки теории социального пространства П. Бурдье. Существуют лишь очень туманные разъяснения отдельных положений, плохо увязанные между собой. Причина видится не в отсутствии таланта у интерпретаторов, а в неясности и расплывчатости манеры изложения самого Бурдье. Он представил лишь эскиз общей теории поля, указав ключевые положения. Но обоснования и доказательства теории у него нет, как нет и операционализации исходных переменных.

Стремление П. Бурдье построить общую теорию социального пространства сродни великому замыслу А. Эйнштейна создать единую теорию поля. Ни тот ни другой проект не имел успеха. Непротиворечивой физической концепции, охватывающей все существующие явления, так и не появилось, а если и выдвигаются гипотезы, то они возникают совсем на иной основе, нежели у Эйнштейна, не сумевшего либо не захотевшего учитывать достижения современной квантовой физики и философии индетерминизма.

В теории социального пространства Бурдье немало противоречий, которые нарушают целостность его построений. Чего стоит хотя бы его утверждение, с одной стороны, социальной топологии, а с другой – провозглашение статистического анализа, который является единственным средством обнаружить структуру социального пространства. Одно с другим несовместимо – топология имеет дело лишь с конфигурацией и не обладает метрикой, статистика же несовместима с формой, но все переводит на язык цифр.

То Бурдье заявляет, что единственная вещь, которая существует для социолога, изучающего общество, это пространство отношений, то заявляет, будто последнее столь же реально, как географическое пространство, внутри которого происходят постоянные перемещения людей. Но географическое пространство не является пространством отношений, в нем нет иерархии и стратификации. Оно относится к топологии, и максимум, что в нем допустимо, и то при допущении новых аксиом, это векторная геометрия.

Противоречиво и его учение о социальных дистанциях. Вначале Бурдье помещает их в элементную базу пространства отношений (что само по себе правильно), то заявляет, что дистанции измеряются также временем (например, временем подъема или преобразования – конверсии). Неожиданное появление временного параметра в его топологии свидетельствует о том, что речь идет о пространственно-временном континууме. По тогда об этом надо прямо заявить. Кроме того, необходимо проговорить условия его построения и метрику.

Политический активизм

Пьер Бурдье занимал активную жизненную позицию, будучи ученым, политическим активистом, издателем и редактором. Исследователь его творчества Н. Кауппи так написал о нем: "В середине 90-х Бурдье стал пламенным защитником безработных и вышел вместе с ними на парижские улицы; также он принялся разоблачать экономические доктрины неолиберализма; короче, он сделался сартровским интеллектуалом в полном смысле этого термина. Большинство наблюдателей сочло, что этот прыжок из библиотеки на улицу разорвал биографию Бурдье надвое: на карьеру ученого-социолога и на жизнь активиста-общественника. Стержнем общественной деятельности Бурдье стали моральный пафос и идеалы, отсутствующие, как принято считать, в его научных трудах. И верно: согласно его теории, сопротивляясь власти господствующих классов, мы скорее воспроизводим, чем подрываем это господство – т.е. Бурдье-теоретик смотрит на социальную реальность весьма пессимистично. Напротив, в своей деятельности интеллектуала-практика Бурдье наглядно доказал эффективность своих стратегий сопротивления господству и глобализации... два Бурдье – молодой и старый – имеют одно связующее звено, и это звено – этика. Этика всегда присутствовала в работах Бурдье при всей их научности. Республиканские ценности позволили Бурдье перейти от теории практики к практике теории, обнажив при этом противоречия и амбивалентность как его научной работы, так и его деятельности в качестве политического активиста. Без этики теория не может стать практикой. Без этики научная легитимность не может быть использована в качестве символической власти"[1].

Социологический практикум

Что такое человеческий капитал? Как он измеряется и из чего состоит? Какое место занимает Россия в мире по человеческому капиталу?

Политическое действие у П. Бурдье должно быть наделено этической критикой, только в таком случае оно способно стать политической силой[2]. П. Бурдье полагал, что социология – и в теории, и на практике – должна защищать демократические идеалы, а еще более конкретно – отстаивать республиканские ценности. Основная задача социолога – научное исследование феномена социального неравенства, а задача интеллектуала – символическая борьба за справедливость и равенство. Цель предложенной Бурдье социологической программы – построение справедливого, основанного на республиканских ценностях общества. Подобно Платону, Бурдье увязывает общечеловеческий этический проект – создание справедливого общества – с проектом научным, т.е. с поиском истины.

Заявив свою политическую активность, Бурдье выступает на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой или исключенных из общества групп – алжирских эмигрантов, безработных, молодежи парижских окраин, крестьян, выступающих против неолиберального репрессивного законодательства. Он занимает позицию ангажированного социолога – "ученого-борца", вслед за Сартром и М. Фуко. Пьер Бурдье выступает на митингах и демонстрациях, вызывая тем самым осуждение академической интеллигенции, требующей от ученого политического невмешательства. Бурдье постоянно обращался к исследованию политических сюжетов, а после войны в Персидском заливе, он стал выступать за активную роль социолога в политическом процессе, за то, что необходимо анализировать и развенчивать современную политику как поле социального господства[3].

В 1995 г. на Лионском вокзале в Париже Бурдье защищал интересы безработных железнодорожников, а затем подписал призыв к солидарности с работниками коммунальных служб, которым грозили массовые увольнения. В 1996 г. Бурдье выступил с разоблачительной публикацией (книга "О телевидении") против французских СМИ в своей маленькой книжке, а последующую работу "Акты сопротивления" он посвятил разоблачению мифа о триумфе неолиберальной экономической доктрины[4]. Пьер Бурдье призывал интеллектуалов не оставаться в стороне от критических выступлений против неолиберальной политики[5]. В настоящее время, говорил он, очень важно, чтобы независимые исследователи присоединились к социальному движению, и прежде всего в связи с политикой глобализации, точнее сказать, ее критикой. Задача социолога, по Бурдье – "сопротивляться неолиберальной политике".

Жизнь Бурдье – попытка соединить карьеру ученого- социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 г. Бурдье поддержал студентов и с тех пор постоянно критиковал то европейский истеблишмент и политические власти, то европейских интеллектуалов, возомнивших себя небожителями. На президентских выборах 1981 г. он поддержал комического актера Колюша, который позиционировал себя как народный противовес партиям истеблишмента и таким кандидатам, как Франсуа Миттеран и Валери Жискар д'Эстен. В 1980-е гг. Бурдье был близок к независимым левым в лице Объединенной социалистической партии Мишеля Рокара.

В середине 1990-х гг. Бурдье прослыл пламенным защитником безработных. Он выходил вместе с ними на парижские улицы, а в прессе, активно разоблачая экономические доктрины неолиберализма, разрабатывал стратегию сопротивления господству монополий и глобализации[6].

Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

До конца своей жизни П. Бурдье не изменял своим взглядам – он боролся с власть имущими и никогда не интегрировался с ними, не примерялся и не прогибался под властью. Такую позицию следует назвать политическим активизмом.