Лекция 5. Организация в бизнесе

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

основные теоретические подходы к изучению деловых организаций;

• закономерности протекания жизненного цикла организации и психологических особенностей каждого из этапов;

• современное состояние ведущих научных направлений организационной психологии и смежных дисциплин;

• конкретную проблематику и результаты фундаментальных и прикладных исследований в области организационной психологии;

уметь

• выявлять психологические проблемы в деловых организациях;

• осуществлять научный анализ причин их возникновения;

• разрабатывать рекомендации по их разрешению;

владеть

научной профессиональной терминологией;

• методами организационно-психологической диагностики;

• методами организационного развития.

Ключевые слова: бизнес-организация, деловая организация, организационная психология, психолог в организации, личность и организация, психологические проблемы организации.

Организация как инструмент бизнеса

Предпринимательская деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, предполагает использование разнообразных инструментов, увеличивающих объем произведенной работы за единицу времени. Одним из наиболее мощных инструментов бизнесмена является созданная им организация как своеобразное устройство по производству (извлечению) прибыли. Поэтому в данной главе мы будем рассматривать организацию не в широком смысле, т.е. не с точки зрения общей теории организации, а сосредоточим свое внимание на особом типе организаций, используемых в бизнесе.

Подчеркивая еще раз единую целевую функцию для того типа организаций, о которых в дальнейшем пойдет речь, – производство прибыли, – условимся обозначать их бизнес-организациями, или деловыми организациями. Тем самым мы будем различать так называемые профитные организации (profit – прибыль) от нон-профитных, к которым относятся политические, общественные, культурные и другие организации. Далее, используя в тексте слово "организация", будем подразумевать при этом указанные определения "бизнес-" и "деловая".

Что из этого следует? Во-первых, задаются четкие границы переносимости тех свойств организации, которые будут обсуждаться ниже, на конкретные их разновидности. Данное обстоятельство будет отражаться на понимании как самой организации, ее целей, структуры, процессов, так и уровней анализа организации и критериев оценки ее эффективности. Во-вторых, фокус внимания переносится с рассмотрения организации как таковой на ее роль в реализации предпринимательской деятельности, т.е. получения прибыли. В-третьих, психологический аспект анализа организации будет заключаться в характеристике отношений между людьми, входящими в эту организацию, исходя из их ключевой организационной позиции – владельца, управляющего и исполнителя. Таким образом, наша центральная задача – выявить и описать деятельность бизнес-организации в ее "человеческих измерениях".

Мнение специалиста

Как вы уже знаете, основным критерием для определения социальной роли бизнесмена выступает одновременное сочетание права собственности и факта управления своим предприятием. Это позволяет легко выделить собственно бизнесменов среди наемных работников любого ранга – от управляющих, высококвалифицированных специалистов до рядовых исполнителей. Бизнесменами можно назвать только тех людей, кто вкладывает свои средства и имущество в бизнес, одновременно принимая на себя ответственность за его развитие, тех, кто ежедневно рискует своим состоянием, своей судьбой и судьбами других людей. Остальные, даже специалисты высокого класса, в случае неудачи бизнесмена рискуют своим заработком, своим рабочим местом, но не делом как таковым. Тем самым необходимо подчеркнуть различие в понятиях "менеджера" (с маленькой буквы) как универсальной профессии управленца, руководителя, и Менеджера (с большой буквы) как новой роли Бизнесмена. Главная его задача теперь – организовать совместную деятельность людей, а это, в свою очередь, возможно лишь при условии делегирования целого ряда своих полномочий в реализации бизнеса другим людям. От Менеджера требуются теперь новые умения и навыки, среди которых управление временем, распределение и координация работы, межличностная эффективность, управление совещаниями, проектами, организация контроля исполнения, умение работать с документами, наконец, управление организационными изменениями.

Главным психологическим результатом перехода Бизнесмена от позиции Предпринимателя к позиции Менеджера становится смена локуса отношения к собственному бизнесу – от внутреннего локуса к внешнему: "Предприниматель работает в своем бизнесе, находится "внутри" него: дело Предпринимателя неотрывно от него самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда предприниматель по тем или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать "над" своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например профессиональному Управляющему" (Емельянов, Поварницына, 1998). Другими словами, бизнесмен как владелец бизнеса должен пережить (именно пере-жить, т.е. справиться) проблему отчуждения от себя, от своей личности какой-то ее части. В определенной мере здесь можно говорить о возможности утраты источника смыслов собственной жизнедеятельности. И, тем не менее, бизнесмен должен сделать свой бизнес как можно более независимым от своих собственных пристрастий и выстроить его не "под себя", а в максимальном соответствии с объективными требованиями ситуации, в которой находится его организация.