Значение критерия

Подлинность товаров как проблема приобрела актуальность в связи с размахом практики подделок на мировом рынке и, в частности, в России. Глубину и остроту проблемы отражает тот факт, что поддельный товар составляет от 5 до 8% продукции мировой торговли (но данным Международной торговой палаты). Исследования показывают, что общий объем поддельной продукции на российском рынке потребительских товаров можно оценивать приблизительно в 10% общего объема обращаемой товарной массы. В одной из публикаций по российскому рынку фармацевтики сообщается о том, что объем продаж подделок одного из лекарств превысил объем продаж оригинала.

В нашей стране отсутствует официальная статистика реализации товаров-подделок, равно как и статистика травмирования и гибели потребителей, использующих опасные для здоровья и жизни человека предметы потребления (исключение составляет статистика гибели людей в автомобильных ДТП). По о масштабах и значимости этой проблемы можно судить, например, но некоторым данным об ущербе, наносимом товарами-подделками в такой благополучной стране, как США. Поддельные запчасти для автомобилей обходятся американским автосалонам и поставщикам потерей доходов в 12 млрд долл. в год.

Большинство успешных марок подделывается. В этом смысле факт подделки свидетельствует о "классности" товара. Не случайно изготовители товаров сомнительного качества практикуют такой рекламный прием, как предупреждение покупателя о возможности подделки своей продукции и сообщение адресов продавцов "подлинного" товара.

Производству поддельной продукции способствует и сам потребитель. Масштабное предложение подделок невозможно без масштабного спроса. Подделки привлекают потребителей низкой ценой и вызваны спросом на поддельные статусные товары (дорогие часы, элитные ручки, художественные изделия). Если для большинства подделка несет отрицательный заряд, то для некоторых подделка, а тем более тонкая, является мотивом потребления. Речь идет о тех, кто хочет произвести впечатление на окружающих, но не имеет средств на приобретение подлинного товара. Имитация изделий известных фирм поставлена в России на поток. Подобные изделия можно купить через Интернет. Причем владельцы ряда онлайновых магазинов даже не скрывают, что их продукция - дешевая копия.

Согласно журнальной информации в Риме, на ул. Бьянки Веки есть магазинчик, на вывеске которого огромными буквами дано его наименование "Поддельные кольца". Там продается бижутерия, хорошо имитирующая модели Тиффани, Картье, Булгари. В магазине буквально не протолкнуться. В Москве в подземных переходах можно обнаружить киоски, специализированные на торговле копиями швейцарских часов.

Наметилась и новая тенденция - изготовление подделок для людей с высоким уровнем дохода. Подпольные предприятия из Восточной и Западной Европы делают копии эксклюзивных товаров, которыми торгуют дорогие бутики. Подделки снабжены соответствующими сертификатами и выполнены настолько безупречно, что даже владельцы этих магазинов не подозревают о настоящем происхождении товаров.

Меры обеспечения подлинности

Они принимаются:

o на межгосударственном уровне;

o государственном уровне;

o па уровне компаний и предприятий.

На межгосударственном уровне применяются правовые меры.

Они предусматривают применение норм международных соглашений.

Так, увеличение торговли контрафактными товарами на мировом рынке привело к необходимости разработки в рамках ВТО специального документа - Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В соответствии с указанным Соглашением от членов ВТО требуется принятие законодательства по охране прав интеллектуальной собственности, которое позволит применять эффективные действия против любых нарушений и осуществлять противодействия дальнейшим нарушениям прав.

В 1977 г. администрация США занесла Россию в список самых злостных нарушителей авторского права. В 2005 г. с призывом активизировать усилия по защите прав на интеллектуальную собственность к России обратились американские законодатели. Их обращение было оформлено в виде резолюции Палаты представителей, отражающей мнение Конгресса США. Они считают, что меры, предпринимаемые в этой области российскими властями, являются недостаточными. В резолюции выражается крайняя обеспокоенность по поводу того, что Россия не соблюдает международные нормы в области защиты прав на интеллектуальную собственность, в результате чего американские производители теряют миллиарды долларов.

В течение последнего времени в нашей стране было принято более 10 различных законов и нормативных актов, позволяющих более эффективно защищать российский рынок.

Однако принятые законы не смогли переломить ситуацию, поскольку в них не предусматриваются суровые меры наказания изготовителей и продавцов.

В этом плане заслуживает внимания зарубежная практика. До недавнего времени "европейской Меккой" интеллектуального пиратства считались страны балканского региона (Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина). Но ситуация резко изменилась, так как наведение порядка в этой сфере стало одним из условий вступления стран региона в ЕС. В Сербии за интеллектуальное пиратство можно получить до полугода тюрьмы. В случае обнаружения факта торговли и использования нелегальной аудио- и видеопродукции подлежит закрытию магазин, видеоклуб, развлекательный центр. В Японии невозможно продать контрафактный товар, так как розничные торговцы тщательно проверяют каналы поставки в связи с введением лицензирования торговой деятельности. В Германии за покупку контрафактных сигарет штрафуют на несколько тысяч евро самого покупателя. При этом никого не интересует, знал ли он, что сигареты поддельные.

Особо жестко за рубежом карается подделка лекарств. В большинстве штатов США это рассматривается как посягательство на жизнь человека и ведет к смертной казни; в Турции - к пожизненному заключению.