Организационные структуры и правовые основания международного туризма

Быстрый рост туристской индустрии в конце XIX в., появление конкурентной борьбы в этой сфере бизнеса вызвали образование международных организаций, которые стремились создать некие общие правила в туризме, прежде всего международном. Пионерами межнациональных соглашений по туризму были альпийские клубы XIX в., которые по природе своей оказались интернациональными. В конце XIX в. проходили международные конгрессы туризма, на которых вырабатывались первые правила путешествий в рамках бизнеса. В Европе в начале XX в. действовала Международная лига туристских ассоциаций, в которую входили велосипедные и автомобильные клубы, различные общественные организации, связанные с туризмом. Распространение подобных организаций и клубов привело к созданию в 1908 г. в Вене Международного центра туризма.

Рост гостиничной инфраструктуры и введение стандартов гостеприимства стали причиной появления в 1869 г. первой в Европе Международной ассоциации гостиничных работников. Позднее, уже после Первой мировой войны она была преобразована в Международный гостиничный союз.

На понимании глобальности туризма и единства задач и проблем в этой области ускорилось формирование международных правил, стандартов, организаций, регулирующих данную область. Еще в 1919 г. турфирмы стран Средиземно- морских курортов (Франция, Италия, Испания) составили первую Международную федерацию туристических агентств. В 1920 г. международная организация Лига Наций провела конференцию по паспортному режиму, так как после Первой мировой войны и революции, вызвавших массовую эмиграцию из России, следовало выработать общеевропейские паспортные правила. В 1926 г. была принята единая форма заграничного паспорта на 32 страницах, в котором записи велись параллельно на английском и французском языках. Это новшество не сразу было признано всеми странами, но постепенно идея унификации документов для туристов завоевывала признание.

Великая депрессия начала 1930-х гг. имела двоякие последствия для туризма. С одной стороны, сократился спрос на путешествия, поскольку люди стали экономнее, а многие правительства ограничивали вывоз валюты. С другой стороны, более жесткие внешние условия заставили туристский рынок "взрослеть", искать вариативные возможности, демонстрировать гибкость и привлекательность для потребителей.

Исследовательским периодом в области потребительского маркетинга стали в США 1930-е гг. Изучались поведение и запросы потребителя, выявлялись основополагающие законы рынка и рекламного дела. Как и другие сферы индустрии, туризм становился бизнесом, стоящим на прочных экономических законах и исследованиях. В 1936 г. Лига Наций опубликовала первый аналитический документ - "Обзор туристского движения" – с точки зрения развития общеевропейской экономики.

Конкурентная борьба в области туристского бизнеса была еще впереди, а в период 1920–1950-х гг. основным процессом являлась выработка единых принципов, правил ведения бизнеса в этой области. Вырабатывались соглашения, стандарты, которые требовались не только на уровне бизнеса, но и на уровне государственных договоров. Важнейшим шагом в этом направлении стал первый международный конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма в 1925 г. в Гааге. Здесь было представлено 14 европейских государств, которые стремились выработать единые принципы политики по отношению к туристскому движению, видя в нем не только коммерческую сторону, но и мощный инструмент объединения

Европы и установления дружеских отношений между странами. Отчетливо разделились две линии в понимании туризма. С одной стороны, это бизнес услуг, который действует по рыночным законам и нуждается в экономическом регулировании, стандартизации и т.п. С другой стороны, это важнейшие социокультурные практики людей, которые могут помочь решать задачи культурного, политического сотрудничества, участвуют в решении проблем экологии, культуры и толерантности. Это двойственное понимание туризма требовало развития всех его форм и структур.

В 1932 г. появилась практика чартерных авиарейсов, которыми в том же году воспользовались около тысячи пассажиров только из Англии. Для того чтобы избежать трудностей с обменом валюты, для желающих посмотреть другие страны туроператоры расширяли присутствие морских круизов с заходом в крупнейшие европейские столицы. В 1939 г. предложениями по круизам воспользовались не менее 1 млн туристов. Под нажимом туроператоров появились чартерные авиарейсы, чартерные железнодорожные перевозки в Германию, Италию, Испанию, на Средиземноморскую Ривьеру, что позволяло снижать расходы, стоимость туров и делать туризм действительно массовой практикой.

Наряду с коммерческими объединениями при многих правительствах создавались государственные комитеты и ведомства, которые заботились о туристском имидже страны, продвигали здоровый образ жизни и полезное проведение досуга. К середине XX в. рабочие профсоюзы во многих странах добились предоставления оплачиваемого отпуска, оплаты лечения, так что некоторый досуг появился у всех слоев населения. Например, во Франции оплачиваемый отпуск был введен в 1936 г., в Британии – в 1938 г. К началу Второй мировой войны, почти половина европейцев, которые относились к рабочим слоям, имели право на хотя бы двухнедельный отпуск, т.е. к массовому туризму могли быть привлечены дополнительные 11 млн человек. Перед правительствами многих стран была поставлена задача развития досуговой сферы, обеспечения возможностей отдыха, лечения, занятий спортом масс населения. Стали возникать государственные структуры, которые были призваны заниматься этими вопросами. В 1929 г. по инициативе правительства Великобритании была основана Британская ассоциация путешествий и туризма, девизом которой были слова: "Путешествия во имя мира" (уже тогда туризм выходил за узкие рамки исключительно бизнеса, заявляя о своей социальной и политической роли). Деятельность этого государственного образования направлялась на пропаганду туризма, здорового образа жизни и лежала вне коммерческого поля.

Во второй половине XX в. сфера туризма окончательно превратилась в мощный транснациональный бизнес, в который были вовлечены почти все страны мира. Туризм начал осознаваться и как универсальная социокультурная практика, часть поведенческой культуры людей. Бурное развитие познавательного, культурного, делового туризма способствовало глобальному восприятию мира, осознанию единства проблем, стоящих перед человечеством. Инфраструктура, обеспечивающая индустрию туризма, – перевозки, отельные структуры, предприятия питания, информация и реклама для туристов – составила огромный сектор экономики многих государств.

После Второй мировой войны процесс создания международных организаций, туристских ассоциаций и выработка единых стандартов и правил в туризме стал массовым и необратимым. Огромную роль в этом сыграли созданные после войны влиятельные международные организации – Организация Объединенных Наций (1945) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946). В 1947 г. был оформлен Международный союз официальных туристских организаций (далее – МСОТО), в который вошли компании из 20 стран. Союз выпустил справочник "Путешествие за границу", в котором были обобщены пограничные формальности при поездках в разные страны. Начался процесс унификации пограничных правил. Советский Союз вступил в МСОТО в 1956 г., что сделало возможным проведение в 1957 г. в Москве Международного фестиваля молодежи и студентов.

В 1950-е гг. численность туристов в мире превысила довоенный уровень и продолжала быстро расти. Однако зарубежные поездки занимали все еще минимальное место в структуре путешествий. Назревшая потребность в унификации туристских структур выразилась в создании ряда организаций и подписании соглашений. В 1954 г. была создана международная федерация журналистов и писателей, которые создают путеводители, рекламу и литературу путешествий. В 1950–1960-е гг. достигнуты соглашения о таможенных правилах, о правилах воздушных и железнодорожных перевозок между странами, принята "звездная" классификация гостиниц, охватившая почти все европейские страны.

В 1963 г. в Риме состоялась первая Всемирная конференция по туризму, в которой участвовало 87 государств и 26 организаций. Обсуждались ключевые проблемы международного туризма:

– определение понятий "турист", "экскурсант" с международно-правовой точки зрения;

– принятие решений об унификации таможенных правил, паспортного режима, правилах обмена валюты в туристских поездках;

– развертывание системы подготовки персонала для обслуживания туристов по общим стандартам сервиса и гостеприимства.

Конференция 1963 г. впервые продемонстрировала политкорректные принципы мирового туризма, который стоит вне расовых, религиозных различий и политических целей. Когда на конференции представители 15 африканских стран потребовали, чтобы делегации Португалии и Южно-Африканской Республики покинули конференцию, поскольку они представляют "колонизаторов", конференция отклонила это требование, заявив о политической и идеологической нейтральности туризма как движения, объединяющего народы, а не стремящегося к их розни. Отметив этот важнейший принцип туризма, ООН объявила 1967 г. международным годом туризма.

В 1975 г. на базе прежней организации МСОТО была образована действующая сегодня Всемирная туристская организация – ВТО, в которую первоначально вошла 51 страна мира. Сейчас во избежание путаницы с Всемирной торговой организацией, она именуется ЮнВТО (United Nations), чем подчеркивается ее всемирность. Датой создания ЮнВТО считается 2 января 1975 г., хотя только 27 сентября того же года был принят устав организации, поэтому с 1980 г. этот день ранней осени отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно он проводится под оригинальным лозунгом, который отражает какую-либо оригинальным тенденцию в развитии международного туризма. Деятельность ЮнВТО координируется при помощи шести региональный комиссий, представляющих основные регионы туризма: Европа, Америка, Африка, Ближний Восток, Азия, Восточная Азия, Тихоокеанский регион. Единство организации подчеркивается логотипом, одинаковым на всех континентах (рис. 17.2).

Рис. 17.2. Логотип Всемирной туристской организации

В конце XX в. большинство стран уже осознавали важность туризма как для престижа государства, так и для его экономики. Туризм занял лидерские позиции в бюджете стран Средиземноморья, отдельной строкой обозначался в государственных инвестициях. Практически все страны мира, так или иначе культивирующие туризм, приняли собственные законы о туристской деятельности, согласовывая их с международными документами. Членство в ЮнВТО в соответствии с ее уставом делится на три категории:

– действительные члены, в качестве которых могут выступать все суверенные государства (сейчас более 100 стран);

– ассоциированные члены, в статусе которых могут выступать отдельные территории (сейчас 4 отдельных территории);

– присоединившиеся члены, в качестве которых выступают международные организации, ассоциации и отдельные общества (более 150 организаций).

В 1980 г. на очередной конференции ЮнВТО, проходившей в столице Филиппин, была принята Манильская декларация по международному туризму. В ней дано современное определение туризма как важного явления международной коммуникации, подчеркнута необходимость обеспечения свободы и безопасности передвижений людей в современном мире. Становилась все более ясной роль туризма в развитии международного сотрудничества, в транснациональном культурном общении, в развитии человечества в целом. В Манильской декларации берут начало многие современные концепции туризма, которые выходят за рамки сугубо коммерческого его понимания. На этой основе в 1985 г. были приняты два важнейших документа: Хартия туризма и Кодекс туриста. Они определяют главные принципы ведения туристского бизнеса в современном мире и статус туриста в глобальной культурной коммуникации. Конференция по туризму в Гааге в 1989 г., а также конференция министров по туризму в Осаке в 1995 г. отразили новые факторы туристского дела.

В 1999 г. Генеральная ассамблея ЮнВТО одобрила Глобальный этический кодекс туризма, в котором содержалась высокая оценка роли туризма в культурных коммуникациях и установлении глобального культурного пространства. Высокая общественная роль туризма выделяла эту область бизнеса как социально значимую, соответствующую глобальным вызовам времени. Данный Глобальный кодекс туризма развивал положения Кодекса туриста 1985 г. в отношении участия туризма в решении основных проблем, стоящих перед человечеством в новом тысячелетии. Фактически в нем формулировались принципы качественного туризма, который нс истощает природные и культурные ресурсы планеты, а способствует их сохранению и преумножению.