Лекция IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Один из первых теоретиков организационного поведения Ч. Бернард отмечал, что коммуникация занимает центральное место в организации, потому что структура, размеры и масштабы деятельности организаций полностью определяются средствами коммуникации. Позже Д. Кац и Р. Кан писали, что коммуникация является социальным процессом, имеющим важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или сообщества, и что она образует самую суть социальной системы или организации. Г. Саймой дал самую всеобъемлющую формулировку: "Применительно к любому процессу администрирования нужно задать следующий вопрос: как этот процесс влияет на решения индивида? Без учета коммуникации ответ будет состоять лишь в том, что он вообще не оказывает на них никакого влияния".

Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов носит название "коммуникация" и включает в себя два вида процессов: коммуникативные и коммуникационные. Коммуникативные процессы описывают последовательности действий между людьми при их общении, а коммуникационные процессы, как правило, описывают действия аппаратуры, формирующие коммуникационный канал при передаче информации.

Существует достаточное число определений понятия "коммуникация", но в основном они сводятся к следующему. Во-первых, коммуникация - это процесс передачи информации; во-вторых, это процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении.

Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.

Как и любое социальное явление, коммуникация представляет собой сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится множество определений коммуникации, авторы которых рассматривают коммуникацию:

- как процесс. Здесь коммуникация рассматривается только с одной стороны, где выступает как совокупность действий во времени, направленная на реализацию процесса передачи информации между людьми, и как социальная категория;

- канал связи. В этих определениях коммуникация - инженерно-техническая категория;

- услугу. В этом случае коммуникация представляет собой экономическую категорию, зависящую от конкретных условий производства и потребления;

- функцию. Здесь коммуникация выступает как совокупность действий для достижения поставленной цели;

- систему. В этих определениях упор делается на реализацию обмена информацией между группами людей.

Коммуникацию рассматривают так же как сферу деятельности, аспект технологии, культуру субъектных отношений и т.д.

Таким образом, в простейшем случае коммуникацию можно представить как взаимодействие между экономическими агентами (субъектами), опосредованное некоторым объектом (сообщением). В связи с этим коммуникация целесообразна (функциональна) и включает в себя перемещение материи и сообщений.

Различают следующие типы коммуникации (рис. 15.1): пространственная (транспортная) и смысловая (семантическая), которая, в свою очередь, подразделяется на внутреннюю (внутрисубъектную) и внешнюю (социальную). Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях: массовом, групповом и межсубъектном (последние два уровня описания представляют интерес для микроэкономики).

Рис. 15.1. Типы коммуникаций

С другой стороны, коммуникация может быть рассмотрена как процесс, который развивается во времени под воздействием стихийных сил или целенаправленных, исходящих от субъекта. Различают следующие формы коммуникативной деятельности, которые определяются их целями:

- субъект-субъектные (общение), т.е. равноправные взаимоотношения;

- субъект-объектные (управление), характеризуется такими формами, как приказ, обучение, внушение;

- объект-субъектные (подражание), представляется как самоуправление.

Заслуживает внимания более подробное рассмотрение линейной модели коммуникации как процесса взаимодействия двух экономических субъектов (агентов). При рассмотрении этой модели коммуникации выделяют его составные части (рис. 15.2): передающую - коммуникант (субъект, агент, передатчик); передаваемую - объект; принимающую - реципиент (субъект, агент, приемник).

Рис. 15.2. Простейшая схема коммуникации

В данной линейной модели понятие эффективной коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной информации реципиентом, адекватное ее понимание и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя.

Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех, воздействующих на капал передачи сообщений, посредством дублирования сообщения, его кодирования, повышения качества канала связи.

Поскольку рассматриваемая модель линейная (упрощенная, однонаправленная), то ей присущи следующие недостатки: модель не отражает такие свойства коммуникации, как динамичность и двунаправленность; модель не учитывает то, что коммуникация - сложный процесс, возникающий между многими элементами, которые оказывают влияние друг на друга.

На базе упрощенной линейной модели коммуникации системная модель рассматривается как коммуникационный процесс не в виде монолога, а равноправного диалога. Наряду с коммуникационными процессами ведущую роль в такой модели начинают играть информационные взаимодействия. Системная модель информационно-коммуникационных процессов (рис. 15.3) имеет следующие части:

- передающая - коммуникант, являющийся источником сообщений;

- передаваемая - сообщение 5,(0. которое формируется (кодируется - /С,) с помощью символов;

- канал 1 - путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха %,(£). искажающая сообщение;

- принимающая - реципиент, получающий искаженное каналом сообщение 52(£) и расшифровывающий его с помощью декодера Д,.

Обратная связь, по которой передается реакция получателя на принятое сообщение, может быть описана следующим уравнением:

Предложенная системная модель информационно-коммуникационных процессов может быть использована для описания взаимодействия агентов при последовательном

Рис. 15.3. Процесс информационной коммуникации

обмене сообщениями, в котором каждое последующее сообщение основывается на предыдущем, а коммуникант и реципиент меняются ролями. Возможны различные модификации данной модели. Например, при ее использовании в маркетинговой среде трансформация модели может описывать случаи, когда реципиент 1 и коммуникант 2 объединяются и характеризуют активное поведение целевых клиентов. Объединение каналов передачи сообщений приводит к построению Newcomb's Symmetry Model (NSM), а акцентирование внимания на искажениях, вносимых каналом передачи, вызывает ее трансформацию в Shannon and Weaver Mathematical Theory of Communication (SWMTC).

Наличие коммуникационного канала (канала связи) - обязательное условие любой коммуникационной деятельности. Коммуникационный канал (КК) обеспечивает движение материальной формы сообщений (а не смыслов) в физическом пространстве и астрономическом времени и является материально-техническим средством. Информационная деятельность обеспечивает движение смыслов в социальном пространстве и выступает духовной деятельностью.

Различают естественные и искусственные коммуникационные каналы и средства. Естественные КК присущи человеку и обеспечивают передачу информации па вербальном (речевом) и невербальном (эмоциональном) уровнях. Искусственные КК используются тогда, когда два агента, информационного взаимодействия через непосредственный контакт, и делятся на устную, документальную, электронную и их комбинации.

В процессе рассмотрения сущности управления коммуникацией объект и субъект управления представляются как целостная единая система. Такой методологический подход предусматривает управление средствами коммуникации и людьми, участвующими в осуществлении коммуникаций.

Управление коммуникациями - это управление взаимоотношениями между людьми, которые в самих коммуникациях управляют средствами коммуникаций. Как и во всякой системе, управление коммуникацией предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля.

Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комплекс воздействий на средства коммуникаций и работников, осуществляющих этот процесс с помощью этих средств. При этом человек выступает как субъект управления, а объект - как коммуникация (средства коммуникации). Такой комплекс включает в себя проведение всех функций управления как на каждом уровне самого предприятия, так и в рыночной сети.

Таким образом, постоянный рост объемов информации о взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования ИТ, а дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации. Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привела к возникновению нового понятия "информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ).

Виды коммуникаций.

Различают следующие виды коммуникаций: межличностные (непосредственное, формальное или неформальное общение между работниками организации) и организационные (целостная сложная система передачи и обмена информацией внутри организации).

Формальные виды коммуникаций определяются политикой организации, правилами, должностными инструкциями организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные виды коммуникаций осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Вербальные виды коммуникации включают устные и письменные. Устные бывают прямые (диалог, презентация, совещание, переговоры) и опосредованные (голосовая связь, телефонный разговор). Письменные: письмо, меморандум, отчет. При описании невербальных видов коммуникации выделяют язык телодвижения (поза, жест, выражение лица) и параметры речи (интонация, громкость голоса). Невербальные средства общения делятся на основные: визуальные, кожные реакции, отражающие дистанцию, акустические или звуковые, экстралингвистические, тактильно-кинестезические, ольфакторные (запахи), вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные), и средства их преобразования.