Организационные основы транспортировки внешнеторговых грузов воздушным транспортом

Успешное функционирование рынка грузовых авиаперевозок – важный фактор, способствующий расширению внутренних и межгосударственных связей в стране, так как авиатранспорт предоставляет возможность максимально быстрой доставки товаров, хотя и является самым дорогостоящим.

Регулирование международных перевозок грузов воздушным транспортом осуществляется на основании ряда двусторонних и многосторонних нормативных документов. Неотъемлемой частью любого договора подобного рода является определение коммерческих прав авиакомпаний стран, подписавших соглашение так называемых "свобод воздушного пространства". Как правило, выделяют семь основных групп, закрепляющих:

1) право полета судов авиакомпании транзитом через воздушное пространство другой страны;

2) право при транзитном полете осуществлять посадку на территории транзитного государства с некоммерческими целями;

3) право авиакомпаний выгружать грузы, взятые на борт в другой стране;

4) право авиакомпании взять на борт судна грузы на территории другой страны, адресованные в страну национальной принадлежности авиакомпании;

5) право авиакомпании взять на борт судна грузы на территории любой страны, адресованные в любую страну мира;

6) право национального перевозчика выполнять полеты с территории другого государства транзитом через воздушное пространство своей страны;

7) право национального перевозчика не использовать воздушное пространство своей страны при полетах с территории другого государства в любые третьи страны.

Нормативно-правовое обеспечение международных воздушных перевозок было положено Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации от 1944 г., к которой присоединились практически все государства – члены ООН.

Основным положением данного документа явилось признание полного и исключительного суверенитета государства в отношении воздушного пространства над его сухопутной и водной территорией. Кроме этого Конференция закрепила принцип национальной принадлежности воздушного пространства страны, пересечение которого запрещено без соответствующего разрешения.

Нормы Конвенции применяются исключительно к гражданским судам и не регулируют деятельность таможенных и военных судов, следовательно, военные запасы и снаряжение не могут перевозиться на воздушных судах, занятых в международной навигации.

В документе определены три основных типа перевозки: регулярные, нерегулярные и каботаж.

Для целей таможенного оформления каждое воздушное судно, пересекающее границу другого государства, обязано совершить посадку в оговоренном заранее аэропорту, кроме тех случаев, когда компетентные органы страны разрешают беспосадочный полет над своей территорией. Страны не имеют права взимать пошлины или иные сборы за транзит воздушных судов, а размер обязательных платежей (сборы аэропорта, сборы за пользование аэронавигационной системой) должен быть одинаков как для национального, так и для зарубежного перевозчика.

При полетах на территорию, с территории или через территорию другого государства воздушные суда временно допускаются без уплаты пошлин с учетом таможенных правил этого государства. Топливо, смазочные масла, запасные части, комплектное оборудование и запасы, находящиеся на борту воздушного судна по прибытии на территорию другого государства и остающиеся на борту до конца пребывания в стране, освобождаются от таможенных пошлин, досмотровых сборов и подобных государственных или местных пошлин и сборов. Это освобождение не применяется к любым выгруженным грузам независимо от их количества и наименования, за исключением случаев, предусмотренных таможенными правилами данного государства, которые могут требовать, чтобы они содержались под таможенным надзором.

Запасные части и оборудование, ввозимые на территорию участника конвенции для установки или использования на воздушном судне другого государства, занятого в международной аэронавигации, освобождаются от таможенных пошлин при условии соблюдения правил данной страны, которые могут предусматривать таможенный надзор и контроль над этими предметами.

Международная система регламентации грузовых перевозок представлена "Варшавской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" от 1929 г. и "Гаагским протоколом о поправках к Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок", 1955 г. Конвенция не содержит положений об исчислении сроков доставки груза. Для возникновения ответственности перевозчика в связи с нарушением положений договора перевозки необходимы следующие основания: противоправные действия перевозчика, наличие убытков, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками. Грузополучатель имеет право заявить о своих претензиях в течение 14 дней с момента получения товара.

Варшавская конвенция регулирует любые перевозки, если места отправления и назначения находятся в разных странах или в одной стране, но предусмотрена остановка на территории другого государства. Для целей конвенции под понятие "государство" включается не только метрополия, но и все территории, за которые данная страна несет ответственность.

"Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору" (заключена в г. Гвадалахаре 18 сентября 1961 г.) ввела положения о чартерных перевозках и аренде воздушных судов.

Названные конвенции не содержали понятия авианакладная. Данный термин, как и форму накладной, ввела Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

Авианакладная, заполненная грузоотправителем или от его имени, удостоверяет наличие договора перевозки груза по авиалиниям перевозчика. В накладной должны содержаться следующие сведения:

• наименование аэропортов отправления и прибытия;

• прилагаемые к накладной документы;

• объявленная ценность;

• сумма платежа за перевозку;

• наименование и юридический адрес грузоотправителя;

• наименование и юридический адрес перевозчика;

• дата составления накладной и т.д.

Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом.

В настоящее время ИАТА постепенно вводит электронный документооборот. Планируется, что к концу 2013 г. 20% всех накладных будут оформляться в электронном виде, к концу 2014 г. – 50%, а в конце 2015 г. полностью откажутся от бумажных носителей[1].

Международные тарифы при перевозке грузов воздушным транспортом представляют собой плату за перевозку 1 кг груза. Ставка тарифа, рассчитываемая с коэффициентом 1, действует при перевозке груза на 500 км. Чем больше расстояние перевозки, тем ниже коэффициент.

Выделяют следующие виды тарифов. Основные тарифы не учитывают специфику груза и включают:

• нормальные тарифы – применяются для отправок весом менее 45 кг;

• количественные тарифы – используются для отправок весом более 45 кг;

• минимальные тарифы – разработаны для отправок весом до 5 кг.

Классные тарифы действуют в отдельных регионах мира для определенных видов грузов (живые животные, золото, драгоценные камни и т.д.) и рассчитываются с учетом стоимости груза.

Специальные тарифы, или корейты, являются наиболее льготными и устанавливаются Международной ассоциацией воздушного транспорта для перевозки отдельных видов грузов в определенном направлении в ограниченный промежуток времени.

Грузооборот воздушного транспорта ряда стран мира приводится в табл. 9.5.

Таблица 9.5

Грузооборот воздушного транспорта стран мира, млн тонно-километров[2]

Страна

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2010 г.

Россия

2515,3

2830,3

3424,4

3691,6

Австрия

489,3

537,5

453,8

420,8

Беларусь

17,9

58,8

66,3

55,6

Германия

8553

7680

8531

8186

Испания

1055

991,5

1171

1106

Польша

93,4

71,3

83,1

78,9

Португалия

270,6

235,0

322,4

344,6

Республика Молдова

4,1

1,1

1,3

1,2

Румыния

11,8

5,2

5,7

6,4

Соединенное Королевство (Великобритания)

6193

5998

6155

6284

Украина

46,9

335,7

388,5

378,8

Финляндия

336,9

353,6

489,7

542,6

Франция

4973

5526

6237

5838

Чехия

38,7

38,8

32,6

27,2

Азербайджан

102,0

310,0

204,5

129,0

Армения

9,6

10,7

13,1

13,1

Казахстан

117,5

96,7

88,1

69,4

Киргизия

8,8

4,5

1,3

2,5

Китай

3900

7544

11 117

11292

Таджикистан

4,3

7,6

4,8

5,1

Япония

8595

8667

8423

8160

США

30155

37276

40606

39213