Организационно-правовые приемы в сфере классификации правовой информации

Все большее значение приобретают информационные системы, позволяющие поддерживать функциональную деятельность органов управления. Анализируя состояние правовой основы взаимодействия органов государственной власти в области градостроительства, министр регионального развития РФ подчеркнул значение недостаточной связи нормативных актов между собой по одной проблеме и пагубное значение этого факта для практики органов исполнительной власти[1].

Полноценность баз данных по правовой информации – важнейшее условие качества реализации законов и решения задач управления.

В процессе подготовки проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа разработчики (коллектив ИГП РАН) предусмотрели необходимость включения в региональные и отраслевые информационные системы таких баз данных, как электронные классификаторы функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Они строятся на основе положений и уставов действующих и корректируемых в процессе создания и изменения основных правовых характеристик компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и применяются при сборе, обработке и использовании этой категории правовой информации в целях систематизации документированной информации, выработки решений по определенным функциям и обеспечения взаимодействия органов между собой и с другими субъектами. Это один из приемов снижения неопределенности в практике правоприменения действующих законов.

В целях предотвращения несогласованности актов, определяющих деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, вот уже несколько лет развивается такая форма контроля, как мониторит правовой системы, но об этом будет сказано особо.

В создании новых информационных систем и усовершенствовании уже имеющихся заметно приближение к интересам потребностей населения и ускорения обучения его использованию Интернета. Заметны успехи в формировании и использовании правовой информации в Республике Беларусь. Национальный центр правовой информации (НЦПИ), созданный еще в 1997 г., стабильно обновляется и эксплуатируется через Интернет и систему эталон-онлайн. Работает сеть публичных центров правовой информации через библиотеки республики на единой технологической основе создания, обработки, предоставления, организации доступа к открытой правовой информации на всех стадиях подготовки и принятия нормативных правовых актов. Эта работа обеспечивается межведомственной комиссией по вопросам информатизации. По национальному реестру правовых актов зафиксировано к настоящему времени 153 418 актов, из них 86 законов. В Казахстане в 2012 г. создан портал "Гражданин и правительство". Это повысило рейтинг республики по условиям ООН по трем индексам: но электронному участию Казахстан занял 2-е место среди 190 стран; по развитию электронного правительства – 38-е место, а по онлайн-услугам – 14-е место.