Организационная структура банка

Кредитная организация (банк) может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и другие кредитные организации, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.

Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь построение, позволяющее в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от:

• требований законодательства;

• размера банка и масштабов его деятельности;

• юридического статуса (реализации отношений собственности);

• специализации или универсализации деятельности.

В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейно-штабная. Они базируются на двух основных принципах:

• субординации – инстанции органов управления, принимающих решения;

• функциональной направленности деятельности – разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях.

Типовая организационная структура коммерческого российского банка включает выделение отделов по видам операций (рис. 3.1):

• кредитные;

• расчетные;

• кассовые;

• вексельные;

• фондовые (с ценными бумагами);

• межбанковские;

• с иностранной валютой;

• комиссионные (посреднические) и др.

Рис. 3.1. Организационная структура банка

Основной тенденцией развития организационных систем кредитных организаций в настоящее время является их клиентская ориентация: отделы по обслуживанию юридических и физических лиц, управлению межбанковскими операциями и т.д.

Пример организационной структуры одного из крупных коммерческий банков России приведен в приложении 2.

Общее собрание акционеров (пайщиков) является высшим органом управления банком. В его исключительную компетенцию входит:

• принятие устава банка и внесение в него изменений и дополнений;

• реорганизация банка;

• ликвидация банка;

• избрание Наблюдательного совета;

• избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;

• формирование уставного капитала;

• утверждение, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью банка:

• принимает стратегию банка, определяет приоритетные направления деятельности;

• созывает общие собрания акционеров (учредителей);

• осуществляет контроль над деятельностью банка и Правления;

• утверждает внутренние документы, определяющие порядок деятельности органов управления.

Разработка стратегии развития банка представляет собой сложный и чрезвычайно важный элемент управления кредитной организацией. Она должна учитывать множество факторов, влияющих на ее деятельность. Как правило, стратегия определяет среднесрочные и долгосрочные цели развития организации, но может корректироваться в случае резкого изменения условий ее функционирования (например, возникновения финансового кризиса). В теории менеджмента выделяют несколько видов стратегий в зависимости от концептуального подхода к управлению[1]. В современных условиях стратегические цели банков включают ориентацию на достижение конкурентных преимуществ на рынке и рост рыночной стоимости. Наряду с постановкой базовой цели развития многие кредитные организации формулируют миссию своей деятельности, позволяющую банку позиционировать себя в бизнес-среде и обозначить свои конкурентные преимущества. Так, Сбербанк России, как самый крупный банк с долей государственного участия более 57%, является социально ориентированным, обслуживающим большую часть населения России. Однако в последнее время он расширил представление о своей миссии, подчеркнув общенациональное значение своей деятельности как проводника государственной экономической политики.

Исполнительные органы банка – Правление и Председатель правления – осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.

Организационным ядром деятельности банка является функциональный блок, в который входят подразделения банка, непосредственно оказывающие услуги клиентам (кредитный департамент (отдел), отдел по работе с ценными бумагами, отдел валютных операций, расчетно-кассовых операций и т.д.), иногда эти подразделения называют фронт-офисом. В последнее время банки ориентируются на клиентские группы: управления по работе с корпоративными клиентами, управления малого и среднего бизнеса, управления розничного бизнеса (физические лица), подразделения по работе с наиболее состоятельными клиентами. Во многих банках используют комбинацию функционального подхода и ориентированного на определенные группы клиентов.

Инфраструктура банка включает отделы и службы, обеспечивающие его нормальное функционирование, – юридические, информационные подразделения, ИТ-инфраструктуру, службу безопасности, управление персоналом и, конечно, финансовый блок. Финансовая структура банка включает управление активами и пассивами, планово-экономический отдел, бухгалтерию, казначейство, отдел внутрибанковских и межбанковских расчетов и др. Единой, универсальной модели организации деятельности банка не существует, поскольку все банки отличаются по размерам, формам собственности и условиям функционирования.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью банка осуществляет Служба внутреннего контроля, функционирующая на основе положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах". Суть Положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам банковской деятельности.