Лекция 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Комплексная цель

Знать:

• основные понятия и категории организационной психологии;

• компетенции и основные направления деятельности психолога в организации.

Уметь:

• выявлять проблемы психологического характера при анализе конкретных организационных ситуаций, предлагать релевантные организационной структуре и целям организации способы их решения;

• анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, как источник организационно-психологических проблем;

• выявлять специфику психического функционирования человека в организации.

Владеть:

• понятийным аппаратом в области организационной психологии;

• современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации организационно-психологической информации, обусловленной спецификой организационной структуры;

• технологиями анализа социально-психологических процессов в организации, методами управления групповой и командной работой.

Понятие и критерии определения организации

Площадкой для работы организационного психолога является организация. Для того чтобы понять, какие вопросы решают психологи на этой площадке, необходимо ответить на вопрос, что такое организация. Ответить на него, несмотря на то, что мы часто используем в своей речи этот термин, непросто. Социологи, психологи, специалисты в области организации и управления по-разному определяют эту категорию.

Научное изучение организаций начинается в последней четверти XIX в. Первая попытка дать научное объяснение сущности организации основывалась на идее целесообразности. Организация трактовалась как целесообразное устройство частей целого, целесообразная связь между частями как целое, имеющая определенную цель. Организация определялась как социальный инструмент реализации целей.

Уже в начале XX в. А. Богданов понимал организацию как такое целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов, как целое, которое больше или меньше суммы своих частей. Он же первым сформулировал идею организации как некоторого единства человеческих активностей и сопротивлений. Ч. Барнард предложил свою формулировку, которая и сегодня разделяется многими специалистами. Он определил организацию как систему сознательно координируемых деятельностей или сил двух или большего количества человек. Другими словами, по мысли Ч. Барнарда, когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общей цели, они создают организацию.

Сегодня понятие "организация" используется в трех основных смыслах.

1. Организация есть социальная общность, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые действуют на основе определенных процедур и правил (фабрика, магазин, школа как организация).

2. Организация – это вид человеческой деятельности, целью которой является достижение упорядоченности, согласованности частей целого (пример – профессионал в области организации работы с молодежью).

Организация как процесс означает, что организация – это комплекс управленческих действий, направленных па формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование этих связей. Какие это элементы: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые).

3. Организация есть степень внутренней упорядоченности, скоординированности, согласованности частей целого (например, организованность бизнес-процесса).

Объектом организационной психологии является организация, понимаемая как социальная общность. Важность осознания менеджерами, психологами, экономистами того, как устроены современные организации, по каким законам они развиваются и функционируют, какие принципы лежат в основе построения организаций привели к тому, что с начала XX в. выделилась область знаний, получившая название "Теория организации". Она изучает методы создания организации, выявляет условия, необходимые для ее развития, факторы, влияющие на процесс создания организации, изучает законы функционирования организации.

Определим наиболее важные характеристики организации.

1. Объединение и координация деятельности людей. Организация – это социальная общность, которая находится в целенаправленном взаимодействии с внешней средой. Рассмотрение организации как социальной общности позволяет не только понять сущность и природу этого социального образования, но и подчеркивает тот факт, что взаимодействие людей внутри нее является главной характеристикой. Люди объединяют в организациях свои ресурсы, физические и интеллектуальные силы, получая при этом результаты объединения и координации знаний и труда огромного числа людей. Именно это позволяет им добиваться выдающихся результатов, не достижимых для одиночек, даже самых талантливых и одаренных.

2. Общая цель, или задача. Наличие общей цели является обязательной предпосылкой объединения усилий людей и их ресурсов в организациях. Она, эта общая цель, формируется на основе общих потребностей и интересов людей, создающих организацию и работающих в ней. Организация – это целенаправленная социальная общность. Она создается для достижения целей, которые определяют основные направления ее деятельности, ее структуру и т.д.

3. Организационная структура. В соответствии с целями организации люди сознательно проектируют ее структуру, определяя характер и способы соединения отдельных элементов в определенную целостность. В зависимости от целей организации, ее "возраста", технологии, состояния и динамики внешней среды организационная структура приобретает различные формы. Она может быть иерархической, матричной, предпринимательской, смешанной.

4. Специализация и разделение труда. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, предполагающие специализацию человеческого труда, помогает использовать организационные ресурсы с большей эффективностью. Эффективность разделения труда в организации была подмечена еще в XVIII в. А. Смитом.

5. Организационная власть. Осуществление какой-либо общей задачи усилиями даже небольшой группы людей требует передачи власти одному из ее членов, который бы нее ответственность за то, чтобы намеченные цели реализовывались результативно и эффективно. Организационная власть есть право руководителя направлять деятельность своих подчиненных. Без сильной и эффективной организационной власти успешная координация деятельности различных людей невозможна.

6. Организационная культура. Каждой организации присуща определенная система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми и т.д. Это и есть то, что принято называть организационной культурой. Она придает ей индивидуальность, свое "лицо" и выступает духовным интегратором людей, работающих совместно, в определенную социальную общность. Она также способствует упорядочению их деятельности.

7. Организационные границы. Это разного рода материальные и нематериальные "ограничители", фиксирующие обособленность данной организации относительно других объектов, ее внешней среды. Такой границей может выступать обыкновенный забор вокруг организации или система процедур и правил, закрепленных в тех или иных нормативных документах: уставе, программе, правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях и т.д.

Современный взгляд на организацию связан с пониманием ее как открытой системы. В основе такого подхода лежат основные идеи общей теории систем. Термин "система" происходит от греческого слова systema, что означает организованное, упорядоченное отношение между компонентами. В наиболее общем смысле система – это некая совокупность внутренне взаимосвязанных частей. При этом целое не сводимо к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Организационная система – это определенная совокупность взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Для понимания и проектирования внутриорганизационных процессов большое значение имеет анализ среды, в которой организация существует, к которой она адаптируется и которую может изменять. Анализ организации может осуществляться на основе различных подходов или парадигм. В одном случае организации понимаются как системы, которые быстро, гибко, адекватно реагируют на любые изменения условий деятельности и правил игры. В другом случае организация свободно выбирает и конструирует цели, способы деятельности, ее формы, свое будущее и т.д. с помощью своих собственников и менеджеров.

Цели организации, часто называемые корпоративными целями, отличаются от стратегической установки тем, что они гораздо более конкретны по содержанию и часто приводятся в стоимостном выражении. К ним могут относиться желаемые уровни выручки или прибыли, темпы роста, размеры дивидендов или оценочная стоимость акций. Однако могут встречаться и не имеющие финансовой природы параметры, такие как благосостояние персонала. Задачи организации традиционно рассматривались как формальное выражение ожиданий держателей акций. Однако они могут также представлять ожидания других заинтересованных в организации лиц (например, работников, покупателей, поставщиков и т.п.). Задачи организации обычно формулируются старшими членами правления или же председателем, или исполнительным директором.

Знание теории организации необходимо менеджеру, так как даст ему системное представление об объекте управления. То есть, если теория менеджмента отвечает на вопрос "Как управлять?", то теория организации отвечает на вопрос "Чем управлять?".

Организация как объект управления имеет особую значимость, так как организация – это основное звено в социально-экономической системе страны (именно в организации создаются различные виды продукции, услуг). Состояние организации (качество ее функционирования) определяет состояние ее отраслей и всего государства. То есть, если нет организации как объекта, то нет и отрасли как объекта и территории как объекта. Именно в организациях осуществляется процесс изготовления продукта или услуги, посредством организации как инструмента решаются и экономические, и социальные задачи общества.

Значимость теории организации как области знания повышается, потому что усиливается сложность хозяйственной деятельности, увеличивается количество предприятий, расширяются их связи, усиливается конкуренция, повышаются требования к организации со стороны стейкхолдеров.

В любой стране существует огромное количество различных видов организаций. Все это многообразие образует систему, в составе которой выделяют группы однородных но какому-либо признаку организаций (кластеров), для удобства изучения особенностей каждого вида организаций выделяют следующие группы.

1. По содержанию целей, по характеру целевой направленности – социальные и хозяйственные организации. Основной целью функционирования хозяйственных организаций называют получение максимальной прибыли. Хозяйственные организации отличаются тем, что производят основную массу продукции и услуг. Цели социальных организаций – удовлетворение социальных потребностей. В социальных организациях тоже может создаваться прибыль, но эта цель не является главной.

2. По форме собственности – государственная, муниципальная, частная, смешанная. Государственная, муниципальная, частная форма собственности используется для организации хозяйственных и социальных организаций, а смешанная – для хозяйственных.

Государственная форма собственности – особенность социальной организации проявляется в том, что в составе социальной организации очень высока доля субъектов государственных и муниципальных предприятий. Пример: здравоохранение или образование реализуется в основном в государственных учреждениях, хотя есть и частные клиники или школы.

В составе подгруппы частных организаций выделяют различные виды, подвиды, разновидности, в основном по организационному признаку, т.е.:

– по механизму создания этих предприятий;

– формированию коллектива;

– способу создания руководства;

– характеру участия коллектива в управлении организации.

В составе этой подгруппы основной вид хозяйственных организаций (типичный для всех стран) – акционерные общества, потому что эта форма позволяет сконцентрировать, аккумулировать значительные финансовые средства в короткий период времени посредством выкупа акций и в последующий период функционирования организаций – это очень гибкая и устойчивая форма организации.

Особенности акционерных обществ:

– уставной капитал формируется посредством выпуска акций;

– высший орган управления – общее собрание акционеров. Кроме того, создается исполнительный орган управления, т.е. орган, который непосредственно формирует орган управления (непрерывно) – совет директоров.

Государственные и муниципальные организации также наличествуют в любой стране. Однако их доля может быть разной.

Несмотря на различия, существующие в организациях, любая современная организация является отрытой социотехнической системой. И именно эта особенность определяет миссию, политику, требования к менеджерам и персоналу.