Организационная культура политической команды

Организационная культура в качестве предмета теоретических и прикладных исследований в рамках политической психологии проблематизировалась сравнительно недавно. В современном обществе можно выделить несколько причин, по которым интерес к феномену организационной культуры субъектов политики усиливается как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков, в том числе политологов, политических психологов, специалистов по имиджу политических лидеров и др.

Главная причина этого кроется в растущей потребности политической сферы, состоящей в том, чтобы ее субъекты обладали современной культурой профессиональной деятельности. Конкурентная борьба в политике, экономике и социальной области заставила политических лидеров, весь персонал обратиться к культурной специфике своих структур в поисках дополнительных конкурентных преимуществ.

В качестве одной из существенных причин активизации интереса к проблеме оргкультуры можно выделить возросший к началу XXI в. интерес к гуманистической, гуманитарно-технологической и, следовательно, культурологической проблематике в целом. В политической психологии и акмеологии эта тенденция объективизировалась в так называемом культурологическом подходе к изучению социально-психологических процессов и гуманитарно-технологическом развитии субъектов политики и труда.

Следует также назвать еще одну причину – это нейтрализация идеологического фактора, в свое время сузившего диапазон применения понятия "культура" в теории и практике, в том числе и в политической психологии. Отмеченные и другие причины определили актуальность выявления сущностных признаков организационной культуры и уточнения особенностей ее проявления в различных политических структурах. Хотя организационная культура и неосязаема физически, но вместе с тем общепризнанно, что она является важнейшей интегративной характеристикой политической организации. Сложившаяся в ней культура определяет не только отношения внутри организации, но и ее отношения с обществом, ее имидж в глазах общественного мнения, которые в современных условиях являются непременными факторами успеха.

Культура политической организации в значительной степени определяется сферой ее деятельности и в целом политикой, связями и отношениями в обществе. Организационная культура также зависит от размеров политической организации, так как принципы управления большими и малыми коллективами имеют определенные различия. Важное значение для становления организационной культуры имеет специфика политической организации, а также особенности лидера, влияние собственников или учредителей, а также особенности лидера и других субъектов политики, взаимоотношения в коллективе.

Было бы большим упрощением относить к организационной культуре только позитивные ценности, которые в ней проявляются как традиции. Негативные "ценности", традиции или предпочтения, как, например, расовая, национальная или половая дискриминация, различия в уровне заработной платы и др., также являются частью культурного багажа той или иной политической организации. Например, до последнего времени женщина в политике была нечастым явлением, сейчас же ситуация меняется (примером тому могут служить Валентина Матвиенко, Элла Панфилова, Мадлен Олбрайт, Маргарет Тэтчер и др.). Но надо также отметить, что области, которыми они управляют, – это в основном социальная сфера, образование, культура, медицина и т.д., а капиталоемкие сферы остаются все еще закрытыми для представителей слабого пола.

В целом анализ различных подходов к характеристике феномена организационной культуры позволяет выделить ее наиболее общие признаки, которые, с одной стороны, проявляются как специфическая, присущая для данной политической организации система целей, ценностей, норм, связей, взаимодействия и отношений, осуществляющихся в рамках политической деятельности, способа ее институализации и ведения политического дела. С другой стороны, организационную культуру можно рассматривать как систему представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемых всеми ее членами.

Как всякая сложная система, организационная культура может быть представлена в виде определенного состава взаимосвязанных элементов, которые также называют ее структурно-содержательными компонентами. Организационная культура объединяет следующие компоненты.

1. Философия и политическая миссия организации, определяемые как "идеальная цель" организации, исторически и логически сложившийся и современный подход к политике, политическому поведению, образу действия, которые проявляются в предпочитаемом стиле функционирования этой организации.

2. Принятые в политических организациях конкретные концепции менеджмента и ролевые модели, через которые персонифицируется и символизируется действующая система ценностей. Символический менеджмент выступает как акция, манера действий, инсценировки, которые без лишних слов становятся понятными окружающим, указывают на происходящие изменения, объясняют суть дела и надлежащим образом расставляют акценты.

3. Коммуникации, которые представляют собой всепроникающий и сложный процесс обмена политической информацией, отношениями и действиями. В этом процессе необходимо выделить важный момент: часто неформальный обмен мнениями оказывается более достоверным, чем формальный. Вполне очевидно, что многие люди, собираясь вместе, охотнее всего говорят о делах.

4. Привлекаемые в процессе политического общения и деятельности девизы и лозунги, мифы, легенды, истории и метафоры также отражают существенную сторону организационной культуры политической структуры. Они могут значительно различаться в разных субкультурах даже одной политической организации. В политике нельзя не обращать внимания на такие средства информирования, как девизы и лозунги, часто выражающие главную цель, основную ценность. Они особенно уместны во время политических акций и кампаний.

5. Особое место в организационной культуре политической команды занимают символы, которые используются для выражения определенных идей и имеют как вербальный (девиз, история, фраза), так и невербальный (одежда, поступок, предмет) характер. При этом ритуалы, церемонии выступают как символические мероприятия, призванные напоминать политическим организациям и членам их команд о поведении, которое требуется показывать их персоналу. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций организации, выступают мобилизующим фактором, символом единства помыслов и действий всего персонала политической организации, сближения всех членов политической общности, демонстрируя им новые и еще неизвестные страницы прошлой истории и настоящего их организации, приобщая всех участников ритуала к основным ценностям и традициям. Ценности, ритуалы и церемонии в жизни политической организации являются самыми представительными компонентами, формирующими ее культуру и стратегию.

6. Политическая этика в организационной культуре рассматривается как совокупность принципов, норм и правил, определяющих целесообразное, социально ценностное политическое поведение, отделяя его от неприемлемых в обществе действий субъектов политической деятельности и отношений. Политическая этика сочетает в себе такие требования к политику, как нравственность, честность, порядочность, терпимость, справедливость, а также его социально значимые качества: профессионализм, честность и требовательность, самоотдача в работе, принципиальность и уважение мнения других.

Наиболее существенное влияние на политическую культуру организации оказывает система распределения власти, полномочий и ответственности, которой, как правило, соответствует ее организационная структура. Власть основывается на обладании ее носителем определенной силы, позволяющей ему влиять или прямо воздействовать на других людей. Существует несколько видов сил, действующих в политических организациях, – это сила положения, сила лидерского влияния, сила профессионализма и сила личности политика, сила традиции и др. Все силы, интегрируясь, образуют единый вектор – направленность проявления организационной культуры. Вместе с тем каждая из отмеченных сил проявляет себя как самостоятельная детерминанта.

Сила положения является результатом обладания правами (полномочиями) принимать те или иные решения. Эти права делегируются с верхнего уровня иерархии. Сила положения объективно предопределяет преимущества позиции должностного лица. По существу, это сила начальственного кресла, а кто конкретно на нем сидит, играет второстепенную роль.

Сила лидерского влияния возникает в результате признания в команде права играть в ней ключевую роль. От силы положения она отличается тем, что влияние этой силы распространяется не только вниз но иерархии, но и в значительной степени по горизонтали и даже вверх. Например, в современной политической элите любых иерархических учреждений администрация, секретарь или помощник первого лица часто обладает непомерным по отношению к своей должности влиянием. Они приобрели несвойственные им управленческие функции по отношению к внешним структурам, в то время как им предписано решать внутриорганизациониые вопросы политической структуры. Эти две силы являются легальными, поскольку поддерживаются узаконенными решениями.

Сила профессионала связана с тем, что политик наделен нс только компетенцией, но и компетентностью. Он в таком случае начинает обладать естественной монополией на порученном участке политической деятельности. Никто более (по крайней мере, в данной организации) не может сделать то, что может профессионал.

Сила личности политика связана с индивидуальными характеристиками, такими как сила воли, коммуникабельность, творческая активность и др., талант и способности, т.е. политик обладает тем, что делает его социабельным. Высшим выражением силы личности политика является так называемая харизма.

Сила профессионализма и сила личности политика являются легитимными силами, поскольку возникают в результате их реального признания в организации. Сила профессионала определяет успех на всех направлениях политической деятельности. Сила личности политика, как зонтик, накрывает все, что находится под ним, а над собой она признает только приемлемое. Харизматические лидеры не признают харизмы друг друга, руководствуясь принципом: "Бог един, и у него может быть только один наместник на земле".

В зависимости от того, какие силы оказывают преобладающее влияние в организации, формируется и развивается определенная идеология отношений между составными частями и членами организации и соответствующая этим отношениям организационная культура. В связи с этим политику важно иметь представление об основных типичных организационных культурах и соответствующих им структурах.

1. В качестве первой такой культуры можно выделить культуру власти. Это организационная культура, в которой имеется единственный четко выделенный центр принятия политических решений. Она характерна для организаций, руководимых харизматическими лидерами (вертикальная федеральная и местная власть, некоторые политические партии, общественные объединения и др.), в которых они одновременно являются и главными руководителями и организаторами отдельных узкоспециализированных организаций, направлений. Их организационная структура похожа на пирамиду или паутину. На вершине пирамиды или в центре паутины находится центр – ведущий политик, его администрация и источник власти. Как правило, эго одно лицо, хотя могут быть особо доверенные приближенные. Такими доверенными лицами выступают главы администраций, а также, например, семь назначенных Президентом РФ уполномоченных представителей в региональные объединения субъектов России.

Культура власти опирается в основном на силу личности или па силу положения формального лидера. Эта культура становится крайне неустойчивой, когда у лидера возникают проблемы. Организацию, в которой преобладает культура власти, начинает лихорадить, если политический лидер оказывается нс в состоянии справиться с проблемами, возникшими перед ним, или лидер государственной организации (подразделения) попадает в немилость у вышестоящих лиц.

2. Вторую разновидность организационной культуры можно назвать функционально-ролевой. Схематично соответствующая ей структура напоминает очертания храма. Она основывается на доминировании силы положения и силы распоряжения политика. По этажам "храма" в строгом соответствии с уровнем и пропорционально его высоте делегируются полномочия принимать решения и право распоряжаться предписанными функциями в строго определенном объеме. Функциям и полномочиям соответствуют определенные роли их носителей и исполнителей. На самом верхнем этаже осуществляется координация деятельности функциональных линий (колонн).

Это наиболее широко распространенные и достаточно типичные структура и организационная культура. У них много разновидностей. Таковы организационные структуры государственно-политических, партократических, некоторых профессиональных бюрократий и т.п. Поскольку право принимать политические решения достаточно широко распределено по организации, эта культура достаточна устойчива, консервативна; в ней сложно проводить нововведения.

3. Третья типичная организационная культура основана на обладании политическим профессионализмом и предназначением организации в решении специфических задач. Эта культура характерна для аналитико-координационных политических структур, организаций, фирм, ориентированных на проектирование и реализацию новаторских политических решений. Принципиальный подход к раскрытию структуры соответствующей организационной культуры можно изобразить в виде матрицы, в узлах которой находятся задачи и группы, решающие их, а линии обозначают информационные, координационные и управленческие связи.

В культуре задачи применяются матричные управленческие структуры, используются рабочие группы, управление по проектам, широко используются горизонтальные связи. Эта культура начала формироваться в проектных и исследовательских организациях западных стран после Второй мировой войны в связи с выполнением крупных военных и аэрокосмических проектов и развитием системно-кибернетической школы в теории менеджмента. С 1960-х гг. достаточно широко используется в различных политических структурах, особенно при разработке для них новых политических решений.

4. Четвертый тип организационной культуры, выделяемый по характеру распределения власти и полномочий, называется культурой политиков. Эта организационная культура присуща организациям, состоящим из объединений индивидуальностей, каждая из которых является независимой, обладает своей собственной силой личности и влиянием. В культуре политиков отдельные персоналии преследуют собственные цели, собственные интересы и ценности ставят выше общих. Власть и влияние, как правило, основываются на силе личных качеств, способностей и дарований. Если роль одной из личностей начинает сильно превосходить роль других, то в глазах близкого окружения может начать формироваться определенная харизма. Тогда эта личность постепенно выдавливает конкурентов из организации, и происходит вырождение организационной культуры в культуру власти.

Организационная культура политиков характерна для аппарата и администраций. Она многомерна и противоречива, нередко конфликтна, неустойчива и всегда зависит от позиции, стиля деятельности первого лица политической структуры. В каждой организации присутствует неявная политическая деятельность, заключающаяся в том, что, как правило, в организациях постоянно происходит скрытая борьба за влияние на лиц, принимающих решения. В результате такой борьбы образуется неявная политическая структура – команда сторонников какого-либо варианта решения, идеи или определенных лиц и т.п.

Организационная культура проявляется в любой политической структуре. Она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии политического звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации.

Принято выделять три периода, когда организационная культура становится более очевидной:

1) когда в политическую организацию приходят новые силы, они очень восприимчивы к изучению "связей" в ней;

2) когда субкультуры конфликтуют и приписывают стереотипические характеристики друг другу, например столкновение взглядов двух политических лидеров в одной партии;

3) поведение политических лидеров является третьим индикатором культуры – через свое персональное поведение, выражаемое в том, что они говорят, кого награждают, какие действия они одобряют; через какие формальные системы они создают побудительные механизмы, отчетные механизмы, программы оценки.

На рубеже XX–XXI вв. в российской политической сфере начинает получать все более определенные очертания организационная культура властных структур, общественных объединений и их политических лидеров. Их особенностью является то, что им в равной степени присущи все рассмотренные виды организационных культур. Кроме того в организационной политической культуре аккумулируется потенциал, характерный только для субъектов политики.

Поэтому целесообразно выявить характерные особенности субкультур политических структур и прежде всего органов власти, партий и движений. В данном контексте культура субъекта политики имманентно присуща и властным органам, партиям и движениям. В рамках организационной культуры политического объединения у политического лидера вырабатываются качества, обеспечивающие соответствие его личностно-профессиональных качеств требованиям (критериям) эффективной политической деятельности. Эта культура проявляется на всех этапах политической деятельности – целеобразования, планирования, непосредственного действия и общения, а также при анализе, оценке и оптимизации всех сторон деятельности.

В современной ситуации в России углубляется и все более масштабно проявляется определенный разрыв между интеллектуальной культурой и культурой государства, принимая все более угрожающие размеры. Такое их несоответствие имеет место в любом государстве, любом обществе. Между тем в развитых странах культура взаимодействия государства в лице представительных и исполнительных органов власти и общества в лице интеллектуальных профессиональных сообществ постоянно развивается. Эта культура является необходимым залогом прогрессивного развития общественных отношений. У нас же наблюдаются регрессивные тенденции, власть недостаточно прислушивается и не считает нужным принимать во внимание не только общественное мнение, по и научные рекомендации, мнение профессионалов. Уровень такой культуры не всегда соответствует решаемым задачам, запросам общества, а достижение этого соответствия требует эффективности в ее развитии и обеспечивается с трудом.

В целом организационная культура власти основывается на добровольной передаче части полномочий отдельным политическим лидерам или депутатам для организации эффективной работы представительного собрания. Именно эта культура присуща политическим лидерам, так как она опирается на многомерное основание – интересы, ценности, нормы, силу личности или формальный статус лидера и др.

Политическая организационная культура в своем составе объединяет наряду с культурой представительной власти культуры всех других субъектов политики. Среди них особое место занимают политические партии, общественно-политические движения, организации и другие общественные объединения. Их организационная культура регламентируется нормами кодексов, программ, уставов и иных нормативных документов, которые принимаются соответствующими субъектами политики и закрепляются юридически. Поэтому в принимаемой организационной культуре можно выделить общее, особенное и единичное как схожее, так и различное.

В качестве общих признаков можно выделить у них наличие программ и уставов, некоторых принципов деятельности. Немаловажно и то, что закон об общественных объединениях определяет единый континуум содержания и порядка их функционирования. Закономерностью поддержания требуемого уровня организационной политической культуры выступает также его эффективное управленческое обеспечение. Главная задача организационной структуры должна заключаться в том, чтобы обеспечивать гармоничное взаимодействие и сочетание элементов всех компонентов и субкультур так, чтобы между ними не возникало разрушительных противоречий.

Культурные различия и столкновения оказываются главными источниками внутренних конфликтов (неэффективных взаимодействий) между подразделениями. Для снижения конфликтности (повышения эффективности) необходимо, чтобы структуры, относящиеся к разным культурам, были разделены как физически, так и организационно. Но при этом должны быть четко и недвусмысленно определены порядок координации их деятельности и процедуры разрешения возможных проблем и противоречий. Важно также, чтобы между этими структурами нс были заложены конфликты целей.

Необходимо также рассмотреть проблему адаптивности организационной культуры политического лидера. Для политической организации как целостного организма, важнейшей проблемой является проблема его эволюции и функционирования. Изменения в составе политических субъектов вносят возмущения и в организационную культуру. Эти внутренние изменения наряду с изменениями окружающей среды воздействуют на организационную культуру и приводят к необходимости ее развития.

В целом понимание сущности, содержания и особенностей развития и проявления организационной культуры субъектов политики позволяет обеспечить ее совершенствование. Для этого требуется создание вполне определенных условий. Одним из условий развития организационной культуры политической структуры является наличие модели, алгоритма и технологии ее развития и проявления в политической деятельности. Они составляют архитектонику продуктивного решения этой новой и актуальной проблемы. Она может быть успешно использована, если субъекты политики в этом заинтересованы. Иначе говоря, вторым условием выступает мотивация развития не только организационной культуры политической структуры в целом, но и овладение этой культурой всем персоналом политической команды. Важным условием развития организационной культуры в политической структуре выступает ее практическая востребованность, адекватная конкурентной борьбе.

Для полного понимания проблемы организационной культуры политической структуры необходимо определиться с критериями и показателями уровня ее развития. Критерий рассматривается как признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация организационной культуры. Показатели выступают в качестве конкретных количественных и качественных эталонов для оценки уровня сформированности конкретных ее характеристик. Показатели выражают определенные признаки, с которыми соотносятся реальные характеристики организационной культуры, и выявляются уровни их соответствия этим признакам.

Главным или интегральным критерием организационной культуры субъекта политики является соответствие этого субъекта своему предназначению. Частными критериями являются гармоничность развития творческого потенциала политического лидера как субъекта политического процесса; продуктивность творческой самореализации или деятельностно-поведенческая продуктивность политической активности; оптимальность политических связей и взаимоотношений субъекта политики с другими социальными субъектами. Частные критерии позволяют оценить конкретные стороны сформированности и проявления организационной культуры субъектов политики. Прежде всего с их помощью можно оцепить такие ее характеристики, как рост интеллектуального потенциала, духовность, мировоззренческая позиция, ценностные ориентации, осознание своей роли в политике, когнитивные профессиональные новообразования, преданность политической структуре, осознанность своего профессионализма, жажда познания в политической области, творчество и новизна в политической деятельности, степень вовлеченности субъекта политики в процесс профессиональной деятельности, стиль политической деятельности, совершенствование организационных связей с субъектами политики.

Таким образом, организационная культура политической структуры как один из объектов познания и развития политической психологии рассматривается как целостный феномен. Он имеет свою структуру, функции и механизмы проявления. Их учет обеспечит достижение ее соответствия требованиям современной политической деятельности.