Организационная антропология

Трудно представить развитие организационной культуры без основополагающих реалий организационной антропологии, которую не без оснований называют также культурной, социально-культурной, индустриальной антропологией, организационной этнографией, бизнес-антропологией и др. Более того, сегодня антропологические отношения выступают как объективно обособившиеся виды управленческой деятельности. Поэтому можно ввести и такую категорию, как управленческая антропология. В структурах управления организаций, особенно коммерческих, появляются специалисты-антропологи. Таких специалистов готовят в МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ и других учебных заведениях. Образно говоря, каждый из нас может считать себя антропологом.

Западные компании все чаще нанимают антропологов, которые проводят необычные исследования, порой вызывая протесты маркетологов. Так, в США уже в последние десятилетия в компаниях становится все больше и больше антропологов. Такие технологические гиганты, как Apple, Intel, Microsoft, Xerox и др., давно оценили результативность работы этих специалистов. Действительно, если компании нс разберутся в особенностях организационной культуры разных народов, они проиграют в жесткой конкурентной борьбе. В правительстве США также работает большое количество антропологов. К примеру, чтобы объяснить американским солдатам, воюющим в Ираке и Афганистане, особенности местных культур и менталитета, американское правительство для конкретных исследований наняло антропологов различных направлений.

Российское правительство, российские компании в последнее время также не остаются в стороне от антропологизации, т.е. привлекают антропологов к реальным разработкам, особенно в исследовательских центрах. Как же антропология отражает человека, его жизнь?

Действительно, каждый из нас в течение жизни, начиная с рождения, постепенно переходя к детству, отрочеству, юности и старости, всегда связан с организацией, группой. Мы живем в мире, где существует множество самых различных групп, которые различаются по национальным, расовым, религиозным, культурным и другим признакам. Учимся мы, работаем или отдыхаем, нам приходится общаться и взаимодействовать с самыми разными людьми, находясь в той или иной группе. В каких только ситуациях ни пребывает человек, и группы, в которых он может оказаться, могут быть постоянными (семья, работа), временными (в дороге, в командировке), ситуационными (во время пожара, стихийных бедствиях) и др. Каждая из этих групп может отличаться по возрасту, по половым признакам, по национальности, по времени существования и др. В группе могут быть христиане, мусульмане, буддисты, русские, папуасы, китайцы, цыгане, холерики, меланхолики, здоровые, больные и др. Внешняя среда, весь мир динамичны и мы все больше общаемся и взаимодействуем друг с другом, с группами, а способ общения может быть даже виртуальным. Такое неизбежное общение современного человека становится все более сложным и многообразным.

Неотъемлемой частью любой культуры являются этносы или этнические общности. При этом этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса (нации) в целом. Этнография выделяет такие понятия, как народ, племя, толпа, группа и класс людей, стадо, род и др.

Антропология – это актуальная необходимость понять единую природу и разнообразие человека и способов его существования, необходимость ответить на жизненный вопрос, как мы можем гармонично жить вместе, не уничтожая друг друга и повышая в целом культуру конкретной организации, группы. Антропология помогает жить в социально усложняющейся окружающей среде, расширяет горизонты результативного взаимодействия.

Таким образом, каждый из нас пребывает в самых различных организациях и группах. Если это цивилизованные организации, то можно утверждать, что не бывает плохих организаций, а есть неэффективное управление или самоуправление в этих организациях.

Действительно, наука управления изучает отношения людей по поводу управления, экономическая наука изучает экономические отношения, организационная наука – организационные отношения людей. Но каждый человек или группа в организации уникальны. Эта уникальность проявляется в характерологических особенностях каждой личности. Учитывает ли наука управления эти особенности? Можно ответить и да, и нет. На данные вопросы отвечает такая наука, как антропология.

Антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – область научного познания, в которой изучаются проблемы происхождения, существования человека в природной и искусственной среде, т.е. это наука о человеке в самом широком понятии.

Антропология в целом изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Существуют такие вполне сложившиеся основные ее направления, как физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе и морфологию человека. Самостоятельную ветвь антропологии составляет социальная, культурная, организационная антропология, которая формируется на базе достижений, прежде всего, этнографии и этнической антропологии.

Трудно даже перечислить область знаний, наук, занимающихся человеком. Поэтому очень важно, кем бы мы ни были, особенно – руководителем любой организации, то необходимо знать антропологическую составляющую управления. Известно, что человека изучают свыше 200 паук, и каждая из них находит в человеке свою сферу изучения. Можно утверждать, что идет процесс антропологизации гуманитарных наук о человеке. Будь это физиология, психология, философия, история, археология, культура, этнология, этнолингвистика и многие другие, т.е. можно выделять антропологию физиологическую, психологическую, философскую и другие составляющие.

Понятно также, что для антропологии общим предметом изучения является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением. Важно подчеркнуть, что общая антропология объединяет физическую и организационную антропологию (рис. 1.10).

Появление науки о человеке связано с именем Аристотеля, который впервые использовал понятие "антропология". Древний философ обозначил им область знания, объектом изучения которого является духовная сторона человеческой природы. Данный термин просуществовал в этом значении более 1000 лет, но это уже предмет исторической антропологии.

Возникает вопрос: является ли антропология единой наукой? Антропология – это совокупность наук, предметом изучения которых являются человек и человеческое общество, состоящее из различных групп.

Рис. 1.10. Основные направления общей антропологии

Предметом антропологии также являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

Основная цель антропологии – обеспечение целостного, системного изучения людей и человеческой природы. Все мы люди разные, но очень важно взаимопонимание между нами, где бы мы ни находились.

Антропология благодаря уникальному набору методик дает возможность глубоко понимать проблемы человечества, способность действовать эффективно в культурно неоднородной среде; понимание того, что культуры и народы взаимно обогащают друг друга. Рассмотрим вкратце два самых основных направления общей антропологии (см. рис. 1.10).

Физическая антропология изучает человека как один из биологических видов. Для нее важны вопросы генетики человека (наследственные особенности), вопросы морфологии и взаимодействия с окружающей средой. В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии – выдающиеся ученые своего времени П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Анучин и др.

В России до недавнего времени под общей антропологией подразумевали в основном физическую антропологию, а начиная с конца прошлого века в российских вузах начали открывать кафедры культурной, политической, философской антропологии, рассматривающие духовную составляющую мира человека, которую в учебных целях мы будем рассматривать в основном как организационную антропологию.

Особое значение в физической антропологии имеют приемы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения связи особенностей строения черепа с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе с 1927 г. осуществлялись Μ. М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками и продолжаются сегодня.

С точки зрения физической антропологии интересен рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490–1492 гг. (так называемый витрувианский человек), строение тела изображенного на нем человека называют "каноническими пропорциями" (рис. 1.11), они математически определяют пропорции человеческого (мужского) тела.

Рис. 1.11. Витрувианский человек

Физическая антропология изучает типологию, размеры и формы тела с помощью различных методов и приемов. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная – антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. В последнее время развивается визуальная антропология, которая все более широко применяется при исследованиях и других видов антропологии. Визуальная антропология – это культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранные искусства и современные информационные технологии с целью получения сведений о малоизученных сторонах жизни народов. В МГУ им. М. В. Ломоносова действует известный Центр визуальной антропологии (сайт – visant.etnos.ru).

Соматология изучает вариации размеров и форм человеческого тела и его частей – рост, форма черепа, цвет кожи и волос и т.д. Успехи общей биологии помогают в изучении общих вопросов антропологии, относящихся к биологии человека, – изменчивости, наследственности, естественного и искусственного отбора и др. Это направление иногда выделяется как биологическая антропология, которая своим предметом рассматривает биологию человека во всем его многообразии, но чаще она рассматривается как синоним физической антропологии (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Основные виды физической антропологии

Морфология человека в широком понимании – это учение о форме и строении человеческого тела в его развитии, включая анатомию, эмбриологию и гистологию человека, а в узком смысле это раздел антропологии, изучающий половозрастные, этнотерриториальные, конституциональные, пофессиональные и другие вариации человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Без морфологических данных невозможно, например, правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками.

В 1960–1970-е гг. большое развитие получила возрастная морфология человека (ауксология) – специальный раздел антропологии, изучающий закономерности роста и физического развития человека, связи морфологических особенностей с биохимическими, физиологическими, эндокринологическими характеристиками, влияние факторов внешней среды на морфологический тип человека. Данные морфологии широко используются в антропологической стандартизации и эргономике, например, при построении размерно-ростовочных стандартов для максимального удовлетворения потребностей населения в предметах массового спроса, а также для рационального устройства рабочих мест и т.д. Результаты морфологических исследований имеют практическую значимость для физической культуры, спортивной деятельности (спортивная антропология), медицины (медицинская антропология).

Спортивная антропология – прикладное направление антропологии, основной задачей которого является исследование спортсменов с целью выработки критериев профотбора, приемов достижения высоких спортивных результатов и контроля физического состояния.

Медицинская антропология – комплекс знаний о медицинских системах существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания, о восприятии и переживании состояний здоровья и болезни представителями различных социумов, о вариантах сохранения человеком своего здоровья.

Физиологическая антропология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток, процессы их жизнедеятельности. Рассматриваются также функциональные взаимосвязи и взаимодействия в теле человека в различные периоды сто жизненного цикла и в условиях изменяющейся внешней среды.

Следует подчеркнуть, что классификация видов антропологии является условной, так как все ее направления и виды тесно взаимосвязаны, как взаимосвязаны все науки о человеке.