Лекция 9. ОРГАНИЧЕСКАЯ И МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Родина современной социологии – страна высочайшей культуры, Мекка мирового эстетизма и искусства – Франция. Огюст Конт дал науке название, а Эмиль Дюркгейм – академический статус. Между ними 50 лет молчания – социологию не преследовали, но и не признавали. Все чего-то ждали...

Творчество и методология

Видимо, провозгласить новую науку мало, надо показать ее в действии. Это и сделал второй великий француз, считающийся, как Конт и Маркс, отцом-основателем социологии.

Выдающийся французский социолог и антрополог Эмиль Дюркгейм (1858–1917), как и Огюст Конт, был провинциалом. Родился в небольшом городке Эпинале, возле Германии, оккупированном немецкими войсками. Здесь он прожил до 12 лет. Будучи евреем, познал все тяготы антисемитизма[1]. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, в 1902 г. стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Дюркгейм – основатель и редактор журнала "Социологический ежегодник" (1896–1913). В 1885–1886 гг. его посылают в Германию для написания обзора о состоянии наук. Цель поездки – дать рекомендации для улучшения системы образования во Франции и оказания помощи правительственным реформам. В конечном счете немецкая культура оказала па него огромное интеллектуальное влияние.

Дюркгейм Эмиль (1858–1917) Родился в семье небогатого потомственного раввина и готовился к религиозной карьере.

С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд.

Но после смерти отца отказался от замыслов и посвятил жизнь науке. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 г. с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 г. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции.

В 1893 г. защитил докторскую диссертацию "О разделении общественного труда" и в 1896 г. возглавил кафедру социальных наук. Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э. Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: "Правила социологического метода" (1895) и "Самоубийство" (1897).

Детство, юность и молодость воспитали в Дюркгейме любовь к трем вещам, которую он пронес через всю жизнь и отразил в своем учении, а именно к религии, социализму и коллективной солидарности. Доходило до того, что социальную реальность он понимал как моральный порядок, хотя часто маскировал эту формулу другими словами. Будучи человеком долга, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных предметов его научных исследований. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны.

Несмотря на сильный нравственный акцепт своего учения, настаивает Дюркгейм на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Его вдохновила выдвинутая Контом задача создания позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах. Основой научного рационализма

Дюркгейма служат логика теоретического доказательства и очевидность эмпирических фактов.

Не только Конт, но и Кант оказали на Дюркгейма огромное влияние в студенческие годы. У кантианства он почерпнул два методологических вектора. Выразим их следующей схемой.

Только наблюдаемые факты – феномены – должна изучать наука. Мораль и ценности – ноумены – должна анализировать философия.

Дюркгейм соединил факты и ценности в рамках научного исследования, удивительным образом синтезировав неокантианство и позитивизм. Отсюда бытующее у историков социологии выражение: "Дюркгеймизм – это кантианство, пересмотренное и дополненное контианством"[2].

Перечислим основные части социологического учения Дюркгейма, являющиеся его вкладом в мировую социологию.

• Учение о методе – требование относиться к социальным фактам как к реальным вещам, применять в социологии приемы естествознания, выявляя устойчивые причинно- следственные связи и закономерности. Оно получило название методологического натурализма.

• Социологический реализм – понимание общества как особого вида объективной реальности.

• Компаративистский (сравнительно-исторический) и эволюционистский подход к обществу, выразившийся в создании концепции механической и органической солидарности.

• Функционализм в анализе внутреннего строения общества как взаимосвязанного единства всех составляющих его частей через указание их полезности для целого.

• Учение о социальной солидарности и коллективном сознании – изучение структуры и механизма сплочения общества на основе его ценностного единства.

• Учение о суициде (самоубийстве) – единственная в жизни Дюркгейма попытка применения эмпирических методов к изучению социальной проблемы.

• Социология религии – учение об эволюции религиозных ритуалов от низших форм к высшим.

• Теория аномии – выявление природы социальных патологий в различных сферах жизнедеятельности общества.

• Учение о разделении труда и профессиях – основа социологии труда и экономической социологии Дюркгейма.

Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи", – что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира. Факты и в самом деле – вещь упрямая. "Вещь противостоит идее, как то, что познается извне, тому, что познается изнутри"[3].

Программа методологического натурализма Дюркгейма трактует социальные факты как "вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад"[4]. В книге "Правила социологического метода" (1895) ее автор заявляет, что социальные факты обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам. Дюркгейм рассматривает объективность как соответствие фактам. Признак независимости от сознания и воли людей означает, что на общественные отношения отдельный человек влиять не в силах, следовательно, они объективны. Напротив, общественные отношения принудительно влияют на индивида – через социальные нормы, традиции и нравственные ценности – и вынуждают его совершать то, что он, быть может, не собирался делать. Таким образом, социальные факты, которые изучает социолог, объективны и принудительны одновременно.

Под социальными фактами Дюркгейм понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково – у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем меньше человек чувствует одиночество и реже склонен к суициду. Горожане и протестанты больше разобщены, нежели сельчане и католики. Понятно, у кого самоубийств больше.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Для того чтобы возник социальный факт, указывал Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы несколько индивидов объединили свои действия, и эта комбинация породила новый результат. Система больше суммы своих частей! А поскольку коллективный синтез усилий происходит вне сознания индивидов (так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то он требует в качестве своей предпосылки норм и правил совместного поведения, а в качестве своего результата имеет коллективные ценности, общественное сознание, идеологию, культуру и религию.

Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические (плотность населения, интенсивность общения людей, наличие путей сообщения, характер поселений и др.) и духовные (коллективные представления, коллективное сознание, ценности, идеалы, убеждения).

В итоге мы видим, что Дюркгейм подходил к социальным фактам и как к природным фактам, и как к элементам культуры.

Про грамма социологического натурализма Дюркгейма формирует идеалы и нормы научности социологии по образцу естественных наук, намеренно заостряя противоположность субъекта и объекта познания.

Социологический реализм Дюркгейма означает рассмотрение общества как особой реальности и примат общества над индивидом.