Ордолиберализм: роль государства в создании оптимального хозяйственного порядка

Представители ордолиберализма, развившегося в послевоенной Германии на базе Фрайбургского университета, в отличие от своих коллег-неолибералов из австрийской экономической школы, не разделяют их безоглядную веру в то, что спонтанная экономическая деятельность индивидуумов ведет к возникновению эффективной хозяйственной системы. Признавая чрезвычайно важную роль конкуренции и экономической свободы, они скептически относятся к идее о том, что конкуренция и экономическая свобода будут постоянно самовоспроизводиться без внешнего вмешательства. По их мнению, человек с его моральными установками и инстинктами в условиях отсутствия каких-либо ограничений со стороны государства будет всегда стремиться сознательно ограничивать экономическую свободу других с целью избежать появления конкурентов. Подтверждение этому они видят в образовании организованных групп давления, выступающих в различных формах (ассоциаций, союзов, профсоюзов, монополий и т.д.). "Зависимость от давления властных группировок – вот та картина, которую представляет собой нынешнее государство" – отмечает основоположник ордолиберализма Вальтер Ойкен (1891 – 1950)[1]. Кроме того, государство также демонстрирует тенденцию к расширению сферы своей деятельности в экономической сфере, а экстремальной формой реализации данной тенденции является "тоталитарное государство". Вместе с тем без экономической свободы и конкуренции невозможно добиться эффективности хозяйственной деятельности, а значит и роста общественного благосостояния. Разрешить это противоречие, по мнению Ойкена, может государство посредством установления, как говорят ордолибералы, оптимального хозяйственного порядка (нем. ordung, порядок – отсюда и название школы), или "конкурентного порядка" особого типа.

Что же собой представляет "конкурентный порядок" Ойкена? Это совокупность взаимодополняющих и взаимозависимых "частичных экономических порядков"[2], реализуемых в формах, адекватных "полной конкуренции", т.е. не подрывающих функционирование механизма цен. Данный экономический порядок не является спонтанным, а осознанно конструируется и поддерживается посредством так называемой "экономической политики порядков". Последняя фактически – это государственное регулирование, нацеленное на контроль и корректировку отклонений в поведении экономических агентов от основополагающих принципов конкурентного порядка и предотвращение концентрации экономической власти. Основные принципы (конституирующие принципы) "конкурентного порядка" по Ойкену:

• свободное функционирование рыночного механизма ценообразования;

• стабильность денежной системы через установление автоматического стабилизатора стоимости денег;

• "открытые рынки", или "открытые спрос и предложение" через пересмотр всего законодательства с целью устранения всех ограничений и барьеров, препятствующих свободным спросу и предложению, например, патентное право;

• частная собственность на производственные блага, контролируемая конкуренцией;

• свобода заключения договоров, подчиненная "конкурентному порядку";

• принцип ответственности ("тот, кто ответственен за планы и действия предприятий и домашних хозяйств, несет за это юридическую ответственность"[3]);

• неизменность экономической политики.

Конституирующие принципы Ойкен дополняются регулирующими принципами, такими как:

• поддержание конкурентного порядка (контроль над деятельностью экономических агентов с целью предотвращения концентрации экономической власти);

• проведение антимонопольной политики, нацеленной на предотвращение возникновения "монополий спроса и предложения" и контроль за существующими монополиями (реализуется независимым антимонопольным ведомством), которая применяется ко всем рынкам, включая рынок рабочей силы;

• перераспределение валового продукта через прогрессивное налогообложение, минимальную заработную плату и другие социальные мероприятия.

Однако социальная политика у Ойкена не имела самостоятельного значения. Его последователи, Альфред Мюллер-Армак (1901 – 1978) и Людвиг Эрхард (1897–1977), развили теоретические подходы к ней, заложив основы теории социального рыночного хозяйства. Так, Мюллер-Армак считал, что основная цель национальной экономики состоит в том, чтобы на базе высокоэффективной и гибкой экономической модели, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса. Именно по этой причине активная социальная политика должна стать важнейшей составляющей "социального рыночного хозяйства", что обеспечит социальный мир в обществе и атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, т.е. благоприятную среду для функционирования рыночной экономики. Главными инструментами такой политики, по мнению Мюллера-Армака, должны быть: прогрессивное налогообложение доходов, трансферты из бюджета малообеспеченным слоям населения через создание развитой системы социального страхования (по болезни, старости, безработице и т.п.) и предоставление социальных благ (в области образования, здравоохранения и т.д.).