Лекция 19. Опыт создания поддерживающей среды в детской больнице (на материале отделения онкологии)

Тяжелое заболевание создает особую ситуацию жизни и развития ребенка и семьи. Это время острого чувства безнадежности и любви, "ощущений радости, и чуда, и усталости, и страха", время проверки на прочность, переосмысления жизни. Подчас невыносимость ситуации заставляет родителей вытеснять ее из сознания, надеяться на чудотворцев-врачей или экстрасенсов.

Мы свыклись с мыслью о том, что для ребенка существует множество программ по созданию развивающей физической, социальной, культурной среды. Тяжелая болезнь создает особую экзистенциальную ситуацию, в которой понятие "между жизнью и смертью" — не метафора, а реальность, и все силы сфокусированы на лечении. Физическое страдание усугубляется обедненностью больничной среды.

С началом систематической работы специалистов в области организации жизни детей в больнице быстро стало очевидным, что их программы не только занимают и отвлекают детей, но и способствуют формированию мотивации на лечение и установки на выздоровление, снижению депрессивных реакций и конфликтов детей с родителями и родителей с медперсоналом. Кроме того, благодаря этим программам происходило более быстрое восстановление между курсами лечения, повышалась удовлетворенность лечением и статусом больницы[1]. Значимость этой деятельности оказалась столь высокой, что сформировалась новая профессия — специалист по организации жизни ребенка в больнице. Деятельность такого специалиста не заменяет психологического сопровождения, но во многом создает необходимые условия для выздоровления, поддерживает психологические и психотерапевтические интервенции.

На протяжении последних 15 лет наблюдается стремительное развитие и увеличение количества этих программ, что может быть связано, в частности, со сменой парадигмы и смещением акцента с проблематики предотвращения негатива на "позитивный" аспект профилактики. Центральными стали вопросы о ресурсах, здоровье, способности человека справляться со сложными жизненными ситуациями[2]. В связи с этим стало особенно очевидно, что досуг и общая организация жизни занимают в этих процессах не последнее место.

Досуговая система — не только "лекарство от скуки", средство развлечения и отвлечения. Уже беглый анализ культурно-досугового пространства показывает, что развлечение является лишь одним из компонентов одной из его функций[3]. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, многостороннюю но своей природе, имеющую собственные функции, цели, средства и результат. Рассмотрим основные функции культурно-досуговой деятельности.

1. Накопление, хранение, трансляция, производство знаний, норм, ценностей, убеждений и значений. Культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека.

2. Общение (в том числе с целью предотвращения конфликтов, укрепления солидарности и взаимосвязи поколений). Организованный досуг нацелен на включение каждого человека в общую деятельность, соединение его личных интересов с интересами других людей.

3. Развитие. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить предоставляется всем без исключения.

4. Рекреация. Эта функция направлена на то, чтобы отвлечь, ослабить напряжение, дать эмоциональную разрядку, помочь собраться с силами ("не можешь утешить — отвлеки"[4]).

Уже беглый анализ существующих форм организации жизни ребенка в больнице показывает необходимость учета нескольких "кругов" системы: индивидуального, общебольничного и социально-культурного. В их рассмотрении следует принимать во внимание как зарубежные разработки[5], так и отечественную психологическую традицию.