Опыт международного сближения контактов и методов изучения деятельности СМИ

Это очень серьезная и сложная тема, рожденная процессами глобализации и понимания значимости СМИ в любых формах для развития мира. Рассмотрим только один пример. Он связан с установлением контактов специалистов Института демократии и сотрудничества (Париж), Фонда исторической перспективы (Москва) и испанских социологов, политологов, лингвистов, осуществивших уникальное исследование по проблеме "От России исторической к России современной"[1].

В данном случае представляет интерес подход авторов испанской стороны к выбору изучаемых изданий, куда попали исключительно крупные медиагруппы Испании "Vocento", "Prisa", "Zeta", "Mediapro" и газеты, издаваемые ими. Выбраны наиболее значимые СМИ, охватывающие широкий идеологический спектр испанской прессы. Охвачены газеты консервативного толка, левоцентристские, представляющие позицию испанского современного правительства и умеренный национализм. В числе факторов, действующих в условиях работы СМИ, названы такие четыре группы, как: 1) усиление концентрации СМИ в одних руках, применение логики рынка и превалирование прав собственников и акционеров компании над гарантией прав граждан; 2) совместное владение СМИ политической и экономической властью; 3) незаинтересованность государственной власти в изменении этой ситуации. (Испания является единственной страной ЕС, которая не имеет совета по аудиовизуальной продукции, нет и общественного и политического контроля над СМИ); 4) отсутствие прозрачности в деятельности компаний. Это обусловлено непрерывностью слияния, приобретения, продаж акций этих групп; смена владельцев и названий в зависимости от разных ситуаций и идеологических направлений, что не позволяет создать карту идеологических и экономических интересов крупных властных групп.

Доставляет удовольствие ознакомление с методологией исследований, которую авторы назвали корреляционно-факторным анализом, позволяющим дать многомерную оценку состояния освещения в испанской прессе проблем России. В основу анализа были поставлены такие индикаторы, как "Культура", "Экономика", "Общество", "Мнения" и "От редакции", образ России в новостях о двусторонних отношениях в разделах "Испания" и "Регионы". Все это, дополненное великолепными графическими материалами, которые, по нашему мнению, могут быть положены в основу создания специальных программ и программного обеспечения анализа прессы национальной и международной и закреплены в соответствующих регламентах, делает работу исключительно заметной и полезной. Результатом ее является создание образа России в испанских СМИ. Данная книга нами использована для описания этого опыта, который, несомненно, будет полезен при подготовке нового российского закона о СМИ или внесении в него дополнений и изменений. При подготовке нового закона о СМИ, включая и электронные, полезно учесть и работу Йована Курбалийя, о которой уже шла речь ранее. Рассматривая систему правовых проблем, он обращает внимание на такие, как правовые механизмы, юрисдикция, арбитраж, право интеллектуальной собственности, авторское право, защита торговых марок и др. Эти вопросы, которые не исчерпывают всего состава проблем форм массовой информации, должны получить отражение и в новом законе о СМИ.