Опыт Франции

Французское законодательство в сфере интеллектуальной собственности является одним из наиболее развитых в мире. Под интеллектуальной собственностью понимается совокупность закрепленных законом прав на РИД в промышленной, научной, литературной и художественной областях.

Потребность в государственной охране интеллектуальной собственности обусловлена следующими причинами: во-первых, необходимостью урегулировать баланс интересов между правами творцов на их произведения, изобретения и т.п. и правом общества на доступ к этим РИД; во-вторых, государство поощряет творчество и стремится содействовать свободной и эффективной торговле РИД.

Творения человеческого разума, в отличие от материальных объектов, не могут быть ограждены от использования третьими лицами в силу того факта, что кто-то владеет ими после того, как интеллектуальный продукт стал достоянием общества, автор более не в состоянии осуществлять контроль над использованием РИД. Это обстоятельство является главным правоустанавливающим принципом законодательства в сфере интеллектуальной собственности по охране прав автора во Франции.

Статья 1 французского патентного закона (1791) гласит: "Любое открытие или новое изобретение в любом виде производства является собственностью его автора; вследствие чего закон должен гарантировать ему всестороннее и полное пользование им в соответствии с условиями и на сроки, которые будут установлены далее"[1].

В 1992 г. было объединено все патентное законодательство Франции в Кодекс законов об интеллектуальной собственности ( Code de la propriate intellectualle), который состоит из двух частей:

1) авторского права и смежных прав;

2) промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и др.).

Правительство Франции проводит государственную технологическую политику, которая в значительной степени осуществляется через специальное агентство – АНВАР. По своему положению АНВАР – правительственное (государственное) агентство с промышленно-коммерческим статусом. Это означает, что агентство работает как независимый концерн, но его миссия определяется правительством Франции.

Основная задача агентства – содействие новаторству и технологическому прогрессу во Франции.

В сфере деятельности агентства находится использование государственных научных разработок на лицензионной основе, а также помощь частным компаниям.

В качестве попечителей агентства выступают:

1) Министерство научных исследований;

2) Министерство малых и средних предприятий.

В совете директоров агентства треть составляют представители различных министерств, треть – научные и промышленные деятели, назначаемые правительством Франции, и треть избирают работники аппарата.

Агентство возглавляет лицо, которое является председателем правления и управляющим директором. Это лицо назначается правительством по предложению правления.

Агентство имеет в целом 400 работников, примерно половина из них работает в 24 региональных отделениях.

Таким образом, можно констатировать, что французская система защиты прав на интеллектуальную собственность опирается на хорошо организованную систему реализации РИД.

Опыт Японии

Один из важнейших принципов охраны интеллектуальной собственности – это их территориальный характер.

Существование и действие авторских прав ограничивается пределами того государства, в котором изобретение (произведение) было создано. Факт создания объекта интеллектуальной собственности не влечет признания каких-либо прав автора на него на территории других государств. В этом основное отличие исключительного авторского права от вещных прав.

Поэтому если страна не участвует в соглашениях о международной охране авторских прав, то использование за рубежом РИД без соглашения автора и без выплаты вознаграждения считается правомерным.

Так, например, СССР долгое время находился в международной изоляции, поэтому его патенты на изобретения активно и безвозмездно использовались за рубежом. Особую активность в этом отношении проявляла Япония. И если на момент получения патента (патенты публиковались в открытой печати) не было возможностей его использовать, японцы откладывали патент до лучших времен. В результате Япония накопила в послевоенные годы колоссальное количество патентов, которые принесли ей в последующие годы большую прибыль.

В вопросах правовой защиты интеллектуальной собственности в Японии существенное значение имеют устоявшиеся стереотипы поведения и традиции.

Японская система патентоведения РИД и использования координируется следующими организациями.

1. Агентством по науке и техники – STA (вневедомственное бюро при аппарате премьер-министра).

2. Министерством внешней торговли и промышленности {MITI).

3. Министерством образования.

В 1969 г. при Министерстве внешней торговли и промышленности создана неправительственная некоммерческая организация – Ассоциация промышленной технологии Японии (JITA).

Ассоциация выдает лицензии на результаты исследований, проводимых во входящих в нее институтах, а также выполняет следующие функции:

• передает технологии MITI, права на которые принадлежат государству, частному сектору в Японии и за рубежом;

• содействует развитию сотрудничества между исследовательскими институтами MITI и частным сектором;

• оказывает помощь и поддержку MITI в разработке и проведении промышленной и технологической политики;

• осуществляет обмен технологической информацией;

• ведет публикацию сведений о национальных патентах в специальных изданиях и базах данных;

• проводит семинары для ознакомления представителей промышленности с последними научными достижениями.

До начала 1960-х гг. результаты интеллектуальной деятельности, полученные на бюджетные средства, принадлежали исключительно государству.

В настоящее время Министерство внешней торговли и промышленности через Ассоциацию способствует распространению и выдаче лицензий на результаты исследований, проводимых в подведомственных институтах. По лицензии передается право производства, продажи и использования РИД.

Обобщая зарубежный опыт правовой защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных на бюджетные средства, можно отметить, что усилия правительств всех рассмотренных стран всегда были направлены на достижение национальных интересов, включая:

• недопущение распространения передовых технологий за пределы страны;

• достижение успехов в определенных отраслях науки и техники посредством целевого распоряжения, оставляемыми в собственности государства правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными при бюджетном финансировании НИОКР;

• пополнение государственного бюджета за счет финансовых поступлений от коммерческого использования результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих государству, при передаче в частный сектор и за рубеж специально созданными для этих целей агентствами.