Лекция 11. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: СХЕМЫ И РИСКИ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ НДС, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога и их основные элементы;

• основные способы снижения налоговой нагрузки по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу;

уметь

• анализировать налоговые схемы по оптимизации НДС, налога на прибыль, имущество, транспортного налога;

• выявлять признаки получения необоснованной налоговой выгоды в схемах оптимизации налогов;

владеть

• навыками расчета НДС, налога на прибыль, имущество, транспортного налога по исследуемым налоговым схемам оптимизации.

Оптимизация НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к федеральным, косвенным налогам и регулируется гл. 21 НК РФ. Практика исчисления и уплаты НДС содержит огромное количество конкретных способов снижения налоговой нагрузки. Суммируя известные способы, их условно можно объединить в две большие группы:

1) налоговые схемы, направленные на снижение НДС к уплате в бюджет;

2) налоговые схемы, направленные на возмещение НДС из бюджета (возмещение внутреннего и внешнего НДС).

Если говорить о первой группе, то в нее включаются способы, направленные на снижение налоговой базы путем применения налоговых вычетов, использование пониженных налоговых ставок и налоговых льгот. К этой группе относят и сокрытие объекта налогообложения, но этот способ однозначно является неправомерным и нами, разумеется, рассматриваться не будет.

Налоговые вычеты

В соответствии с нормами гл. 21 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную за налоговый период, на налоговые вычеты, состав которых определен непосредственно ст. 171 НК РФ. Иначе говоря, налоговые вычеты но НДС представляют собой особую процедуру уменьшения НДС, начисленного к уплате, на сумму "входного" налога, предъявленного налогоплательщику продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при их приобретении.

В то же время при проверках специалисты налоговых органов могут квалифицировать налоговый вычет как необоснованную налоговую выгоду и отказать налогоплательщику в его применении.

С точки зрения Постановления ВАС № 53 налоговый вычет по НДС представляет собой налоговую выгоду налогоплательщика по НДС. Основанием для получения налоговой выгоды является представление налогоплательщиком НДС в налоговую инспекцию всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных налоговым законодательством. Однако если налоговым органом будет доказано, что документы, представленные налогоплательщиком, неполны, содержат недостоверную и (или) противоречивую информацию, то налоговый вычет будет рассматриваться специалистами налоговых органов как необоснованная налоговая выгода, в результате чего налогоплательщику откажут в вычете.

Нередко причиной необоснованных налоговых вычетов становятся нарушения в документообороте налогоплательщика. Причем если ранее причинами отказов в вычете становились ошибки заполнения счетов-фактур, то в настоящее время, как показывает практика, причиной отказа становятся дефекты заполнения первичной бухгалтерской документации, поскольку одним из условий применения НДС к вычету, как известно, является принятие товаров (работ, услуг) к учету. В силу того что в гл. 21 НК РФ не имеется специального порядка принятия товаров (работ, услуг) к учету, налогоплательщики в этом вопросе руководствуются нормами бухгалтерского законодательства. Если первичные документы оформлены с нарушениями, не содержат каких-либо существенных показателей, подписаны лицами, не имеющими на то соответствующих полномочий, то, по мнению специалистов налоговых органов, у налогоплательщика нет оснований принимать такие документы к учету. Соответственно, не имеется оснований считать товары (работы, услуги) принятыми на учет. Поскольку требование о принятии на учет не соблюдается, то и применение вычета по таким товарам (работам, услугам) рассматривается в качестве необоснованной налоговой выгоды.

Отметим, что нередко причиной отказа в вычете является отсутствие у налогоплательщика товарно-транспортных накладных (формы № 1-Т) по товарам, доставленным в организацию автомобильным транспортом. Причем неважно, кто доставляет эти товары в организацию – сам покупатель, поставщик своими силами или силами специализированной организации. В этом случае налоговые органы требуют от налогоплательщика представления товарно-транспортных накладных, а при их отсутствии отказывают в вычете, что, в свою очередь, ведет к пересчету налогов и привлечению к ответственности в соответствии со ст. 120, 122 и 126 НК РФ. Конечно, в большинстве своем суды исходят из того, что нарушения налогоплательщиком НДС правил ведения бухгалтерского учета и нарушения в документообороте не могут быть причиной отказа в вычете. В то же время если нарушения в первичной учетной документации будут связаны с критериями необоснованной налоговой выгоды, то в вычете налогоплательщику обязательно откажут.