Определения ГЧП

Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank): ГЧП – общий термин для отношений между предпринимательским сектором и структурами государственного сектора с целью привлечения ресурсов и кадрового потенциала частного сектора для оказания помощи в производстве общественных благ и услуг.

Стэндард энд Пурс (Standard and Poor's]): ГЧП – это любое средне- или долгосрочное соглашение между частным и государственным сектором, основанное на разделении рисков и доходов, а также на объединении ресурсов и компетенций.

В. Варнавский: ГЧП – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг.

Е. Коровин: ГЧП – среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод.

Закон г. Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах": "ГЧП – это взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных".

Источники: EIB, The EIB's Role in Public-Private Partnerships (PPPs) // European Investment Bank. Luxembourg. 2004.

Standard and Poor's, Public Private Partnerships: Global Credit Survey // Standard and Poor's. New York. 2005.

Варнавский В. Г. Частно-государственное партнерство // "Экспертный канал “Открытая экономика”". URL: opec.ru/article_doc.asp7d_ по=50578.

Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки. Выступление на круглом столе "Федеральные инструменты поддержки инвесторов". 10 октября 2006. URL: regionalistica.ru/project/investproject/fed_instr

Как бы то ни было, благодаря своим преимуществам ГЧП активно реализуются во многих странах. Государственному сектору они выгодны, так как позволяют привлекать дополнительные ресурсы (финансовые, кадровые, технологические), снижают давление на государственный бюджет, улучшают качество управления проектами в социально значимых сферах, позволяют использовать инновационные технологии, разработанные частными предприятиями. Бизнесу участие в партнерствах обеспечивает доступ к секторам и проектам, ранее закрытым для частных компаний, предоставляет возможность долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии, зачастую приносит неэкономические выгоды в результате участия в проектах.

Тем не менее, как любой инструмент государственной политики, ГЧП несет с собой некоторые риски. Так, государство сталкивается с проблемой асимметрии информации при передаче прав частному сектору, и как следствие, возможностью несоблюдения договора, нецелевого использования имущества, экономии на ремонте, небрежной эксплуатации объектов и т.д. Частный сектор, принимая на себя различные риски (строительные, операционные, финансовые и т.д.), оказывается незащищенным перед лицом таких экономических факторов, как кризисы, резкие колебания курсов национальных валют, не говоря уже о форс-мажоре.

Традиционно ГЧП функционируют в сфере создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры – это, в частности, строительство автодорог, портов и т.п. К этому инструменту также прибегают для финансирования и управления объектами в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникаций и др. В последнее время все больше проектов поддерживается в таких сферах, как здравоохранение, образование, наука и инновации, и даже – национальная оборона (см. вставку ниже).